Церковь — это место, где мы ищем ответы на важные жизненные вопросы. Но почему-то чаще всего эти вопросы задают женщины. Где же мужчины? Чем их привлекают альтернативные духовные течения? И как воспитать новое поколение мужчин, которые найдут свой путь к вере и станут опорой для семьи и общества? Об этом мы поговорили с настоятелем храма во имя благоверного князя Димитрия Донского г. Пензы и храма-часовни великомученика Георгия Победоносца при сборном пункте военного комиссариата Пензенской области протоиереем Андреем Фадеевым.
- Отец Андрей, большинство приходов православных церквей составляют женщины. Почему, на Ваш взгляд, так сложилось? Всегда ли так было? Замечаете ли Вы изменения в последние годы?
- Священное Писание содержит множество упоминаний о довольно крупной общине, сформировавшейся вокруг Христа. В число последней входило немало женщин, некоторые были с довольно высоким социальным статусом, например, Иоанна, жена Хузы - домоправителя Ирода. Женская религиозность и её показатели в любой традиции имеет свои особенности. В моём распоряжении имеется старое фото 1920 г., где запечатлён момент молебна на одном из святых источников Пензенской области. В центре композиции женщины, девочки и юноши вокруг места паломничества в праздничных крестьянских одеждах. На периферии мужчины также празднично одеты, но стоят или сидят на корточках с сигаретами. Полагаю, что подобная ситуация религиозной гендерной диспропорции была всегда. Религиозность мужчин более сдержана, менее эмоциональна и чувственна, апеллирует к логике и рационализму. Это совсем не означает, что её количественно меньше, просто она иная. В последнее время действительно в храмы на богослужения стало приходить немного больше мужчин. В наших реалиях, это несколько человек на приход.
- В то время, как, скажем, мусульманские мечети – исключительно мужская структура, православные приходы преимущественно имеют женское лицо. Какие внутренние причины, на Ваш взгляд, не дают русским мужчинам стать прихожанами храмов?
- Я бы не стал так категорично сравнивать две традиции. В РФ исламские общины в городах формируются трудовыми мигрантами, одинокими молодыми людьми из Средней Азии, что и создаёт иллюзию мужского доминирования. Более того ислам имеет свои уникальные социокультурные особенности, формирующие ритуальные и бытовые нормы.
- Митрополит Серафим в интервью «Столице 58» упомянул, что многие мусульманские семьи сохранили многодетность. На Ваш взгляд, если больше русских мужчин придет к вере и православию, изменится ли отношение к семье и многодетности в российском обществе?
- Демография довольно точная наука, базирующаяся на статистике и математических расчётах. Религиозная принадлежность, насколько я помню, не самый важный критерий, по мнению демографов. На первом месте социально-экономические показатели. Прежде всего, это характер экономики. В аграрных странах, регионах или местностях, демографические показатели выше кратно. На втором месте доступность современной медицины. При высоких показателях гигиены и медицинского обеспечения, в том числе, детской вакцинации, даже в довольно традиционных религиозных общинах падает рождаемость. Демографами замечено, что уже во втором поколении среди мигрантов из стран с низкими социально-экономическими показателями, даже при высокой степени религиозности, рождаемость снижается до уровня автохтонного населения. В процессе социализации мигранты очень быстро теряют демографический потенциал.
- Смирение, прощение, доброта – христианские качества, которые некоторые мужчины принимают за слабость. А вот неоязычество с его культом силы, наоборот, их прельщает. В чем здесь заблуждения? Почему смирение – это сила? И почему это выдуманная религия несет угрозу и обществу, и конкретной личности?
- Вы правы. Неоязычество, это не язычество. Наши доморощенные язычники, это «реставраторы». Мужчины всегда во что-то играют. Некоторые до старости. Вот эта категория не наигралась в сказочных героев в детстве. Как правило в своих чёрных легендах о христианстве и крещении Руси наши «реставраторы» опускают очень невыгодные для себя исторические и теологические подробности. А в отличие от скандинавской традиции мы не имеем хоть сколь-нибудь значимых письменных источников о религиозности славянских народов. Исторические фальсификаты, как мы понимаем, таковыми не являются.
Дружины первых князей состояли из варягов. Можно обобщённо, но утверждать, что именно благодаря викингам Древняя Русь стала предрасположена к крещению. Скандинавские народы в 9 – 10 веках переживали процесс христианизации, и в некотором смысле благодаря наёмникам-викингам христианство приобрело первых последователей среди славян и финно-угорского населения.
Более того, мало кто знает, но в центре языческой космогонии лежит процесс зарождения мира с физиологическими подробностями в антропных формах. Поэтому капища современных язычников напоминают внешне атрибутику секс-шопов с элементами эротизма. Это мужественно, покланяться детородным органам? Подмена понятий в области христианских добродетелей и исторических событий – любимая тема «реконструкторов древности», не обладающих соответствующими компетенциями в области гуманитарного знания.
- Что говорит Библия об идеале мужчины? Какого его предназначение?
- Идеал мужчины в его абсолютной ответственности за всё. Если у мужчины не сформировано данное качество в период юношеского максимализма, то это - проблема его личная и, в будущем, его окружающих. Конечно же предназначение не сводимо к советскому анекдоту про сына, дом и дерево. Дом через 20 лет морально устаревает и требует ремонта, дерево спилят, а сын также смертен, как и его отец. Предназначение и мужчины, и женщины всегда находится за пределами их жизни и не может находиться в самой жизни. Жизнь в этой коннотации - цепочка задач для достижения цели. Иначе человек станет подобен животному. В этом плане язычество и проиграло. Там человек не умирает, а всего лишь изменят форму бытия, теряя цель и подменяя задачи. Тем оно и опасно: оскотинивает.
- Семью называют малой церковью, где муж – Христос. Чему должны научиться мужчины у Христа? Какой должна быть женщина, чтобы мужчина раскрыл свои лучшие качества?
- Думаю, что уже ответил на этот вопрос: уметь брать на себя ответственность. Мальчик может быть и умным, и красивым, и брутальным на вид, но если он не умеет нести тяжесть мужского бремени, то всего лишь еще одна подружка-друг для приятного общения. Девушка может какое-то время подружить с подобным носителем гендера, но ей нужна не подружка, а опора для создания семьи. Если женщина что-то и должна, то поддерживать, обеспечивать тыл. Женщина в своём особом положении, не одинаковом с мужчиной, и так уже много отдаёт, когда рискует жизнью и жертвует здоровьем, давая жизнь детям. Думаю, что список обязанностей для женщин излишен.
- Каким должен быть мужчина в семье? Помогать по дому, воспитывать детей – мужское дело?
- Давайте представим обратное. Не помогает и не участвует в воспитании. Приносит зарплату и, выпив пиво, ложится на диван играть в Танки. Это конец терпению жены и крах семьи. Другая проблема в том, что современные трансформации изменили место мужа и жены в семье. Женщина, как правило, работает 8 часов вне дома. А потом ещё и должна в одиночку заниматься домашним хозяйством при нейтральной позиции мужа?
В декретном отпуске (как забавно звучит слово «отпуск») женщина на рабочем месте 24/7 в течение трех лет. У современного мужчины уже нет лошади, плуга и земельного надела за 20 км от села. Роли трансформируются и если полагаться на старые, аграрные, стереотипы, то ни к чему доброму это не приведет.
Относительно воспитания. Место отца (мужского типа восприятия реальности) исключительно и для дочек, и для сыночков. Если девочка видела только примеры женского поведения и принципов принятия решений, то лишена половины своей человеческой онтологии. Равно и мальчик, росший без отца или деда, в основном получит примеры женского восприятия мира и соответствующей психики. К сожалению, преемственность образца мужского восприятия, как и женского при его отсутствии, не восполняется наставлениями и примерами из книг.
- Как родителям воспитать из сына настоящего мужчину? Как быть, если ребенок воспитывается без отца?
- Если нет мужского присутствия в семейном воспитании, поможет спорт. Лучше командный с элементами соревнований и соперничества. В поисках образцов мужского поведения мальчик может тянуться к деструктивным альтернативам. Такими могут быть и детский дом, и уличная компания с иерархией. Они должны быть исключены.
- Как современный мужчина может раскрыться в православии?
- Православие декларирует абсолютную свободу: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6). К сожалению, на уровне обывателя христианство воспринимается диаметрально противоположно в качестве системы ограничений и запретов, но это лишь от религиозной безграмотности. И постановка вопроса для меня странно звучит. Православие – не отдельная сфера или область для реализации чего-либо. Православие – основа, а место реализации весь окружающий мир.