09 июня 2020, 17:12

Олег Мельниченко: "Президентом предложено резко повысить законодательный статус принципов социального государства"

В Законодательном собрании Пензенской области состоялась пресс-конференция председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко и спикера регионального Законодательного собрания Валерия Лидина. Организаторы обеспечили максимальную безопасность для участников события: в холле исторического здания можно было обработать руки антисептическим средством, рассадка участников была выполнена с учетом необходимого расстояния, как того требуют нормы в период пандемии.

Главной темой стали изменения в конституцию Российской Федерации. Олег Мельниченко структурировал вопрос, объяснив свою точку зрения на ключевые преобразования. Приводим его речь целиком, без изменений.

«Я разделяю все поправки в конституцию на три большие группы. Первая:  социальные поправки, то, что закрепляет в конституции социальные права и гарантии. Вторая: конституциональные изменения, новшества в системе сдержек и противовесов властей. И третья – это защита нашей традиционной культуры, наших традиционных ценностей и государственного суверенитета.

Если брать первый блок, мы не спрашиваем, для чего это нужно. Давайте начнем с того, что многие вопросы нашего социального государства на сегодняшний день регулирует федеральный закон. Федеральные законы могут меняться, и те основы, которые мы на сегодняшний день имеем в социальной политике государства, они в общем-то достаточно подвижны, легко изменяемы. Президентом предложено резко повысить законодательный статус принципов социального государства и закрепить их в конституции. Вы понимаете, что процедура изменения федерального законодательства и процедура изменения конституционных норм – это совершенно две разные процедуры, и любые изменения конституции – это сложный процесс, это просто так не сделаешь.

Что это дает? При любом изменении состава кабинета министров, партийной ориентации кабинета министров, - в любом случае базовые принципы социального  государства будут подняты до конституционных норм. И фактически, какое бы правительство не приходило, оно в любом случае будет следовать тем конституционным принципам, которые закреплены в конституции. Мы получаем нормы, которые невозможно изменить, не затронув конституционные основы. Это очень важно. Потому что это дальнейший путь развития социальной компоненты нашего государства,  это абсолютные гарантии людям, что простые изменения в федеральном законодательстве не изменят права, закрепленные конституционной нормой.

Второй момент связан с нашим культурно-историческим кодом. Это особое значение культуры, образования, которые закладываются в нашей конституции. Особое внимание обращено на детей – забота государства о подрастающем поколении – вы знаете, изменение крайне важные и серьезные, которые, опять же, повторюсь, находят закрепление в конституционных нормах.

Следующий принципиальный момент – это вопросы, связанные с государственным суверенитетом Российской Федерации. Много споров было по поводу международных договоров, якобы, мы отменяем или не будем соблюдать международное право – это абсолютно не так, потому что любой международный договор, любое соглашение, в которое входит Российская Федерация, как известно, подлежит ратификации Федеральным Собранием. Но возникают ситуации, когда нормы пытаются развернуть против нас путем предвзятой интерпретации, применения норм там, где они не должны применяться, попыткой каких-то международных институтов, ссылаясь на какие-то нормы, навязать какие-то действия Российской Федерации, которые идут вразрез с интересами РФ. Здесь мы закладываем конституционную норму, которая позволяет нам в случае, если идет расхождение международного договора с нашей конституцией, с нашей системой конституционных основ, мы, естественно, можем такой договор не исполнять. Но это не значит, что это некое волюнтаристское решение – нет. Этому будет предшествовать соответствующая экспертиза, принятие решения конституционного суда, и тогда, на основании соответствующей процедуры, мы входим в режим неисполнения тех или иных международных соглашений, которые идут в разрез с интересами Российской Федерации.

Это укрепляет наш государственный суверенитет, но ни в коем случае не говорит о том, что Россия не будет исполнять своих международных обязательств, которые подписаны и ратифицированы Федеральным Собранием.

Третья норма – это институциональная. Это распределение полномочий между ветвями властей, между институтами нашего государства, они тоже претерпевают достаточно серьезные изменения в сторону увеличения полномочий Федерального Собрания, Нижней палаты Госдумы в части формирования правительства и влияния на состав кабинета министров. Что это дает? Любая кандидатура силового министра либо руководителя силового блока: федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны, федеральной службы национальной гвардии – будут проходить через согласование Совета Федерации. И только после этого назначаться президентом РФ.  До настоящего времени, как вы знаете, процедура не подразумевает такого согласования, она осуществляется президентом единолично и не требует никаких консультаций.

Аналогична и система формирования правительства. После того, как кандидатура председателя правительства утверждается Госдумой, президент уже производит непосредственно назначение. Точно также, как вице-премьера и членов кабинета министров и силового блока. То есть мы видим налицо явную балансировку системы сдержек и противовесов между ветвями власти в нашей стране, где достаточно серьезные полномочия получает Государственная дума и Совет Федерации.

Это важный и серьезнейший шаг в политической жизни нашего государства, серьезное развитие тех позиций, которые были заложены в конституции 93 года".



Поделиться