Истерия вокруг коронавируса распространяется быстрее, чем сама зараза. О COVID-19 трубят из каждого утюга, общероссийский портал с четкостью метронома выдает информацию о новых заболевших.
Мировой экономике был сделан укол анестезии. Остановлены промышленные предприятия, рабочих посадили на карантин, спрос на товары и услуги рухнул ниже уровня плинтуса.
Давайте поставим себя на место простого работяги: он лишился работы, не получает зарплату. Проблема была бы решаемой, если бы можно было найти альтернативу, но ее нет. Человек оказался запертым в четырех стенах вместе с голодными детьми и ворохом проблем, которые в условиях истерии по коронавирусу решить невозможно. Давайте задумаемся, скольких людей мы потеряем, если оставим ситуацию, как есть?
В Москве и Подмосковье, а также еще в ряде российских городов власти оказали таким людям помощь. Каждому, кто остался без работы, муниципалитет выдал деньги – до 20 тысяч рублей. Очевидно, что этому примеру должны последовать во всех регионах. Есть загвоздка: разница в доходах бюджета Москвы и Пензы – гигантская. Едва ли местная мэрия осилит прямую матпомощь населению. В этой ситуации решение должно быть принято на федеральном уровне. Пришло время применить средства Фонда национального благосостояния по прямому назначению.
Маленькие человеческие трагедии могут вылиться в глобальные экономические. Что будет с предприятиями, которые на пару месяцев остановят производство? Мертвая экономика небогатого региона, такого, как Пензенская область, у которой нет нефтегазовой промышленности – это смертельный диагноз для населения – пострашнее коронавируса.
Сегодня решения относительно того, как будут работать предприятия, отданы на уровень субъектов. Вся полнота ответственности за экономику территорий возложена на местные власти. В Пензенской области карантинные ограничения сняты с занятых на весенне-полевых работах, а также оказывающих складские и транспортно-логистические услуги в отрасли сельского хозяйства. Соответствующие изменения в постановление губернатора были внесены 4 апреля.
Достаточно ли этого? Давайте рассмотрим пример из строительной отрасли. Продолжать возведение объектов разрешено, однако обслуживающие отрасль инфраструктурные производства и услуги по-прежнему парализованы. Кто привезет на стройку материалы, если закрыты логистические центры и не работает доставка?
Ограничительные меры должны быть продуманы до мелочей. Часть отраслей действительно вполне успешно может работать на удаленке, но останавливать промышленное производство, а также обслуживающие отрасли – это шаг, который будет иметь последствия, гораздо более глубокие, чем коронавирус. Главное, не поддаваться истерии и принимать взвешенные решения, иначе спасать после пандемии будет уже некого.