Пензенский врач-невролог отделения консультативно-диагностической помощи городской детской поликлиники Ирина Костина рассказала о когнитивном здоровье детей в Пензенской области.
Как оказалось, каждый пятый ребенок страдает познавательными дисфункциями. По счастью некоторые из них поддаются коррекции.
«Распространены когнитивные нарушения, связанные с речью, обучением, практической деятельностью», - пояснила Ирина Костина.
Как заметить отклонения
Ответ – уже в раннем возрасте. Следите за малышом: поздно начал переворачиваться, позже пошёл, слабо реагирует эмоционально, не ориентируется в пространстве, не понимает условия игры, не выполняет задания, нет связных мыслей, не развита крупная и мелкая моторика.
Причины могут быть разные: травмы при родах, инфекции и даже недостаток витаминов.
Следствие – задержка в развитии, проблемы с учебой и впоследствии – работой.
Что делать
«С лёгкими нарушениями можно справиться без медикаментозной терапии, но при тяжёлой степени понадобится лечение, - продолжает специалист. - Главный совет родителям, столкнувшимся с подобным диагнозом, «не опускать руки», а, напротив, направить усилия всей семьи на развитие мелкой моторики крохи: важно и нужно заучивать с малышом стихи, играть в разнообразные игры, в том числе стимулирующие речь, пересказывать сказки, составлять рассказы по картинкам и комиксам, находить отличия в похожих предметах, рисовать, считать, собирать пазлы, бусы».
Помогут и подвижные игры, танцы, фитнес, спорт. Они стимулируют развитие мозжечка, отвечающего за координацию движений, память, внимание, освоение речи и формирование эмоций. А еще нужно больше общаться со сверстниками.
Мощным стимулом развития мозга является изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, путешествия, новый опыт и впечатления.
Разумеется, во всех случаях краеугольным камнем здоровья, в том числе ментального – это правильное питание.
Негативные факторы
Кроха может отставать в развитии при недостаточном внимании и общении.
«Главным же «вредителем» детского развития, на удивление многих молодых мам и пап, является увлеченность крохи телевизором, смартфоном, планшетом (даже с развивающим интернет-контентом), что идет вразрез с важными возрастными задачами по развитию речи: опытным путем исследовать свойства окружающего мира, взаимодействовать с предметами, развивать крупную и мелкую моторику. Гаджеты попросту «затормаживают» развитие мозга, погружая его в «состояние сна», - утверждает специалист.