08 ноября 2021, 10:00

Решат ли в Пензе проблему «канала Рябова»

"Канал Рябова" в Терновке за пару десятилетий своего существования превратился в антибренд пензенских коммунальщиков. Улицу то и дело затапливает, однако вместо того, чтобы выяснить причины и устранить их, здесь с интервалом в пару-тройку лет просто кладут новый асфальт, выкидывая бюджетные миллионы на ветер.

В этом году управление капстроительства вновь штурмует проблему, выделив на ее решение достаточно скромную по меркам дорожного строительства сумму - 267 миллионов рублей. Отчитываясь перед городскими депутатами, в словах чиновников проскальзывают нотки уверенности, мол, на этот раз все сделаем по уму, асфальт с Рябова больше не уплывет.

Контракт выиграла московская фирма. Подрядчик успел провести исследования местности и составил проект до того, как контракт расторгли. Проблема в удорожании материалов, а дополнительных средств в конце финансового года найти не удалось. Решение проблемы отложено на следующий год, однако благодаря уже проделанной работе у тех, кто будет заниматься улицей Рябова, есть шанс все сделать по уму.

Согласно техническому отчету по результатам инженерно-геологических изысканий, установившийся уровень грунтовых вод 1,70 – 3,50 м.

«Уровень грунтовых вод подвержен сезонным и многолетним колебаниям и его подъем возможен еще на 1,5 м выше отмеченного при бурении, в период снеготаяния и затяжных дождей, а также из-за утечек из водонесущих коммуникаций. Ввиду непосредственной близости рек Ардым и Пенза грунтовые воды имеют прямую гидравлическую связь с водами вышеназванных рек. Подъем уровня грунтовых вод зависит как от количества профильтровавшейся воды, так и от подъема уровня воды в реках Ардым и Пенза», - сказано в документе.

То есть у Рябова – две беды: грунтовые воды и гнилые трубы ООО «Горводоканал». Тот факт, что это именно их трубы, подтвержден документально.

Согласно проекту, подрядчик должен построить ливневую канализацию. Казалось бы, вот оно - решение! Лишняя влага уйдет по трубам в городской коллектор. Однако если копнуть немного глубже, примерно на горизонт водоносного слоя, на поверхность выходят строительные нормы, которые регламентируют строительство объектов, в том числе дорог, на местности, где близко залегают грунтовые воды.

Не будем грузить уважаемых читателей сложными терминами, однако законодательство "прописывает" целый набор "пилюль" на случай подтопляемых территорий. Вот лишь пара пунктов из СНиП 2.06.15-85.

«В качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения».

Для предотвращения техногенного затопления и подтопления, обусловленного утечками из водонесущих коммуникаций и емкостей (сетей и резервуаров водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) вследствие нарушения их целостности и герметичности, следует применять защитные футляры, обоймы, а также защитные прикорневые барьеры».

Вот еще пункт из этого же закона:

«В качестве вспомогательных средств инженерной защиты следует использовать естественные свойства природных систем, усиливающие эффективность основных средств инженерной защиты. К ним следует относить повышение водоотводящей и дренирующей роли гидрографической сети путем расчистки русел и стариц и агролесотехнические мероприятия, в том числе посадку деревьев-гигрофитов, адаптированных к данной климатической зоне».

Инструментарий борьбы с проблемой внушительный. Однако ничего пока делать не планируют.  На этом фоне банальная ливневка выглядит как попытка лечить коронавирус подорожником...

Если бы наши чиновники обладали мудростью самураев, то обратились бы к их многовековому опыту. Япония – страна, где часто случаются цунами и землетрясения. В место бедствия отправляют ответственного чиновника. Причем не одного, а непременно с женой. Государев служащий обязан выбрать самое худшее место и поселиться там, пока последний пострадавший не получит убежище. Даже если остались свободные номера в гостинице, он должен выбрать палаточный лагерь.

Сидит, бедолага, на ведре, проводит планерку с коммунальщиками, МЧС, решает проблему. Жена в это время лапшу варит и потихоньку мужа пилит, мол, закругляйся поскорее. Дома дети ждут, дел по горло.

Если бы чиновник поехал один, то жизнь в палаточном лагере непременно превратилась бы в дружескую попойку с приятелями и подругами. Местность располагает: океан, воздух свежий. Но жена засиживаться не даст. Похоже, что проблема Рябова достигла точки экстремума, и пора пензенским управленцам применить японский опыт: взять палатку, командирское ведро и ехать жить на свежем воздухе до тех пор, пока потоп не будет устранен.

Редакция "Столицы 58" не исключает, что какие-то важные детали в документации на добрых полтысячи страниц ускользнули от внимания журналистов. Мы искренне  надеемся, что ошибаемся, и инженерных решений, разработанных московским подрядчиком и утвержденных пензенским УКСом, будет достаточно, чтобы дорогу перестало затапливать. Жителям нужен четкий ответ: прекратится ли потоп на Рябова после ремонта? Прекратит ли новая городская власть похороны бюджетных миллионов?

Сейчас в Пензе продолжается конкурс на замещение вакантной должности мэра. Вся надежда на новую власть.
Фото Сова Пенза Авто


Поделиться