Одной из первых инициатив Андрея Лузгина на посту мэра стала разработка концепции развития общественного транспорта. К его работе у горожан накопилось немало вопросов. Решать их в «пожарном режиме», как это делалось раньше, - все равно, что прятать проблемы за ширмой. Лузгин принял решение подойти к вопросу системно.
Первое обсуждение документа состоялось в стенах пензенской Гордумы, парламентарии познакомились с основными позициями концепции. В дискуссии также приняли участие представители компаний-перевозчиков и правоохранительных органов.
– Начиная с 2014-го года, в Пензе почти на 40% выросло количество легкового личного транспорта. Учитывая эту тенденцию автомобилизации, мы стремимся к тому, чтобы пензенцам для регулярных поездок по городу было удобнее пользоваться общественным транспортом. В первую очередь на это нацелены мероприятия концепции, – сказал Андрей Лузгин.
Одной из главных проблем городского транспорта является высокий технический износ автобусов и троллейбусов. Проблему ветхого подвижного состава пытаются решить маршрутки, создавая на деле еще больше трудностей для участников дорожного движения.
Сейчас в городе действуют 59 муниципальных маршрутов, их обслуживают автобусы и троллейбусы. При этом 48 процентов пассажиров перевозят маршрутки. Большими автобусами пользуются 42 процента горожан, а троллейбусами лишь 10 процентов.
Решение проблемы авторы концепции видят в переходе на автобусы большой вместимости. Чтобы закупить транспорт, город планирует поучаствовать в федеральной программе «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта БКАД. Заявку подадут на 2021 и 2022 годы и при поддержке федерального центра купят 111 автобусов большого класса на газомоторном топливе.
У такого транспорта есть два весомых преимущества: экологичность и доступность для людей с ограничениями – автобусы низкопольные.
Концепция предусматривает, что к 2022 году количество таких автобусов увеличится до 85%.
Проблему путаницы в льготах и проездных планируют решить введением единого проездного документа «Ласточка», по которому можно будет оплатить проезд на всех маршрутах автобусов большого класса. Он будет многотарифным.
Извечные проблемы с нарушением графика движения решат кардинально. Городское управление транспорта наделят полномочиями наказывать перевозчиков, для этого даже внесут изменения в Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях, добавив штрафы за ненадлежащее исполнение обязанностей.
– Для нас важный элемент – возможность мониторинга пассажирами времени подхода транспорта к остановке в приложении либо его движение по расписанию – это возможность планировать поездку и уехать предсказуемо. К примеру, если ты знаешь, что автобус уходит в 8.00, то приходишь на остановку в 7.45 и гарантированно уезжаешь на работу, – сказал Андрей Лузгин.
Обсуждается и возможность полного отказа от «рогатого» транспорта. Пасажиропоток там низкий, а затраты, чтобы вдохнуть вторую жизнь в городскую систему, потребуются значительные. Износ сети такой, что в следующем году придется вложить 45 миллионов рублей, что может привести к росту стоимости проезда.
По пути отказа от троллейбусов пошли Тюмени, Липецке, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани, Перми, Твери.
По задумке авторов концепции, замена троллейбусов на автобусы позволит соединить некоторые микрорайоны города, исключить дублирование маршрутов, обеспечить льготный проезд по новым маршрутам, продлить время работы транспорта. В этом случае у жителей Шуиста появится возможность без пересадки добраться до центральной части города и Западной поляны на льготных условиях. С Западной поляны горожане смогут напрямую добраться до Севера.
Парламентарии задали вопрос относительно судьбы сотрудников депо в случае расформирования. Однако увеличение числа автобусов потребует и решение кадрового вопроса. Представители транспортных компаний заявили о готовности принять на работу водителей и кондукторов.
Однако окончательное решение по этому вопросу еще не принято. В ближайшее время его вынесут на обсуждение горожан, проведя общественные слушания.
Одним из главных особенностей новой транспортной системы является возврат к регулируемым тарифам по ряду маршрутов. Предполагается безналичная оплата на всех маршрутах. Для транспорта собираются сделать выделенные полосы.
Анонсировано также развитие речного транспорта, утверждение дополнительных мер поддержки для школьников, студентов и пенсионеров, создание транспортно-пересадочных узлов для пересадки пассажиров, чтобы сместить эпицентр из центра города.