Вознесенская церковь в Пензе удивляет своим расположением среди промышленных зданий. История этого места полна драматизма и возрождения. Она уходит корнями в далекий XVIII век, когда здесь, на месте нынешних улиц Индустриальной, Галетной, Полевой и Отдельной, располагался Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Эта земля помнит и городское Вознесенское кладбище, и тихую красоту старинной Терновки, которая когда-то была всего лишь пригородом. Четыре столетия истории — от расцвета до трагического забвения — отражены в судьбе этого места.
Монастырь в наши дни действует в центре города: на склоне горы чуть ниже памятника Первопоселенцу на улице Кирова.
Однако память о святом месте на Индустриальной не исчезла. Сторожилы до сих пор рассказывают о том, что когда-то тут стояла колокольня, а место, хоть и переименованное, все равно еще долгие годы народ называл Монастырской рощей. О людях, которые проживали в этих домах, говорили, что они живут в монастыре. Долгое время сохранялась и дубовая роща – там в советские годы проходили народные гуляния.
В 2006 году по инициативе архитектора Дмитрия Борунова прямо на территории мебельного комбината был основан небольшой молитвенный дом, названный Вознесенским в честь своего предшественника. Рядом появилась часовня в память о разрушенном монастыре и упокоении погребенных на кладбище. Здесь же можно увидеть несколько сохранившихся старинных надгробий.
В 2019 году силами прихожан началось восстановление забытой святыни.
История Спаса-Преображенского монастыря начинается практически одновременно с историей самой Пензы в конце 80-х годов XVII века, и изначально она не была связана с этим местом. Мужская обитель была открыта под горой, на которой основана крепость Пенза в 1688 или 1689 году. Первоначально храм здесь был деревянным, как и все остальные храмы и монастыри в этой местности.
«Собственно, это был первый монастырь в Пензе. Еще был Иоанно-Предтеченский в теперешних Ахунах, но по тогдашнему счету это была не Пенза, а довольно-таки дальний пригород. В 1735-50-м годах строится первый каменный храм - Спасо-Преображенский. Это - старейшее сохранившееся здание города Пензы. Ну и вообще одно из первых каменных зданий в Пензе и в принципе», - рассказал древлехранитель Пензенской епархии, диакон Евгений Белохвостиков.
В конце XVIII века был утвержден генеральный план Пензы. Местоположение монастыря в центре города из-за сложного рельефа, оползней и плотной застройки вокруг стало неуместным. «Посчитали, что монастырь под горой, в каких-то непонятных переулках – это не очень удобно для развития города и для развития монастыря тоже. И сейчас, в общем-то, он там в очень сжатых условиях. А тогда в монастыре было несколько храмов, кладбище, много маленьких одноэтажных келий. Конечно, там негде было развиваться, его было решено перенести за город», - пояснил Евгений Белохвостиков.
Первым делом там отгородили участок с жилым домом, братскими корпусами и трапезной, где временно устроили храм. А в 1798 году построили высокую колокольню с церковью внизу.
Так началась история монастыря на новом месте.
Старая каменная Вознесенская церковь, которая раньше была просто кладбищенской, стала первым храмом монастыря.
Тем не менее, первая городская каменная постройка, церковь Преображения Господня, на старом месте сохранилась. «Приходской храм Преображенский остался. Изначально предполагалось разобрать его на кирпич, но местные окрестные жители выступили против. Они сказали, что участвовали пожертвованиями в строительстве этого храма, и не хотят, чтобы его разбирали и перевозили в новое место. Поэтому храм остался на радость нам», - пояснил Евгений Белохвостиков.
XIX век стал для Спасо-Преображенского монастыря временем расцвета. Здесь один за другим появляются новые храмы, поражающие своей красотой.
В 1816 году над могилой пензенского губернатора Евреинова возводят Александро-Невский храм. Интересно, что его построила жена покойного главы, которая была родной сестрой бабушки Михаила Лермонтова. Такая связь времён.
В 1828 году появляется величественный Спасо-Преображенский собор, а в 1849 году — двухэтажный пятиглавый Свято-Троицкий храм, построенный на средства известной пензенской благотворительницы Марии Киселёвой. Нижний этаж этого храма был точной копией храма Рождества Христова в Вифлееме - с пещерой, лампадами и иконой, присланной из самого древнего библейского города. Службы в пензенском храме проходили с особой торжественностью.
К концу XIX века монастырь представлял собой целый комплекс из пяти храмов, окружённых стеной с башнями, с жилыми корпусами, конюшней и другими постройками.
Сам монастырь в то время был окружён лугами, лесом и рекой. Чиновник Жданов, посетивший его в 1838 году, писал, что монастырь привлекателен своей архитектурой и белизной стен. Он отметил простоту отделки храмов, небольшой сад, и несколько памятников на их территории.
В газете «Пензенские губернские ведомости» писали, что Спасо-Преображенский монастырь расположен в живописном месте, откуда видна вся Пенза. Летом сюда приезжали горожане подышать свежим воздухом, а на Вознесение сюда стекались толпы людей.
Монастырское кладбище считалось самым престижным в губернии. Здесь хоронили сливки общества: дворян, богатых купцов, чиновников, военных и священников. На кладбище можно было увидеть роскошные надгробия из гранита и чугуна, колонны, саркофаги, красивые кресты — всё в стиле того времени.
Тут покоились целые династии пензенских дворян, знаменитые архитекторы, чиновники, врачи и благотворители. Например, губернаторы, предводители дворянства, городской голова, родители писателя Михаила Загоскина и многие другие известные люди.
В монастыре проживало 24 насельника, в том числе 8 монашествующих.
В начале XX века для Спасо-Преображенского монастыря наступили черные дни. В 1918 году его официально закрыли. Ещё несколько лет в храмах шли службы, но в 1932 году арестовали последнего настоятеля, и монастырь опустел.
Власти безжалостно уничтожили прекрасный архитектурный ансамбль. Храмы отдали под склады и школы, а потом и вовсе разрушили. На месте святыни построили электростанцию.
Вознесенское кладбище постигла та же участь. В 1925 году его закрыли, а в 40-60-е годы сравняли с землей: надгробия увезли, могилы разрушили. Печальная судьба у этого исторического места.
Территорию монастыря отдали под застройку. Здесь появились новые улицы, заводы, жилые дома. К реке Пензе пришла речка Свинуха (сейчас это Сура), а рядом с бывшим монастырём организовали свиноферму. Так появилось это грустное название — «Свинтрест». От былого величия не осталось и следа.
А вот Преображенская церковь под горой сохранилась. Во многом своим спасением она была обязана взорванному Спасскому собору, потому что именно туда в начале 30-х годов XX века из него перевели губернский архив. К Преображенскому храму даже сделали двухэтажную пристройку, которая до сих пор служит на благо монастыря. В 2002 году владыка Филарет благословил открыть здесь подворья, которые сначала передали Тихвинскому Керенскому монастырю, трудами насельников которого оно и обустраивалось.
В XXI веке в Пензе началось возрождение памяти о разрушенном Спасо-Преображенском монастыре. Верующие не теряли надежды на восстановление святыни, и их стараниями в 2002 году были проведены раскопки на месте бывшего Троицкого храма.
Раскопки на месте Свято-Троицкого храма
Здесь были обнаружены два ряда захоронений. «Конечно, сейчас мы там не имеем такого доступа, потому что в этом месте проходит теплотрасса. И когда монтируют теплотрассу, то рабочие на ней монтируют и некоторые захоронения», - поделился настоятель Вознесенского храма, протоиерей Владимир Кэтанэ. Обнаруженные останки четы Киселёвых были перенесены в Спасо-Преображенский монастырь под горой. Все остальные в настоящее время покоятся на прежних местах, которые пока просто обозначены. Как только завершится строительство и благоукрашение территории, здесь будут установлены кресты.
Раскопки на месте Свято-Троицкого храма
«Как написано в архивном документе, перед алтарем Рождества Христова был похоронен архимандрит Кирилл. И очеь похоже, что там действительно он – отличается одежда. Очень трагично, что абсолютно все захоронения были поруганы: сломаны крышки гробов, разбросаны кости. Здесь что-то искали», - рассказал отец Владимир. Евгений Белохвостиков отметил, что памятники некрополя в советское время растащили на строительные нужды.
Надгробия Загоскиных. Фотография.
Раскопки фундамента под пределом Александра Невского на данный момент не могут закончить, так как над ним стоит старый деревянный жилой дом.
В 2006 году в одном из производственных корпусов на территории бывшего монастыря стали проводиться богослужения. Новый молитвенный дом назвали в честь Вознесенского, стоявшего здесь ранее.
Храм Вознесения Господня. Фото 2022 г.
Верующие надеются восстановить храм на его историческом месте и вернуть память о тех, кто много сделал для нашей Малой Родины и нашёл покой на монастырском кладбище. Прихожане стараются всем миром возродить место, где молились наши отцы, деды, прадеды, прапрадеды. Пензенцы верят, что их труды по восстановлению этого поруганного, но не забытого места, тоже послужат к процветанию нашего края.
«В 2010-м году был учрежден Спасо-Преображенский мужской монастырь - на своем первоначальном месте с использованием жилых покоев, хозяйственных помещений, пристроя двухэтажного времён архива", - рассказал Евгений Белохвостиков.
«Ну и сейчас, действительно, мы понимаем, что начинает возрождаться уже и на втором своём месте монастырь. В 2006-м там открыли Вознесенский молитвенный дом благодаря тому, что там размещалась мастерская, которой руководил Дмитрий Александрович Борунов, наш известный церковный архитектор», - подытожил он.
Новый храм в честь Вознесения Господня строится в Пензе на улице Индустриальной, 36 «А». Он возводится на месте разрушенного в советское время Свято-Троицкого храма и будет напоминать о красоте утраченной святыни.
Проект храма Рождества Христова
Отец Владимир Кэтанэ рассказал, что на том месте, где строится новый храм, стояла Троицкая церковь, которую построила Марья Михайловна Киселёва на могиле своего мужа. «Владыка благословил сделать церковь двухэтажной, чтобы был нижний и верхний храмы», - пояснил он.
Новая церковь будет высотой с восьмиэтажный дом, с пятью куполами, как и её предшественница. Внутри разместятся сразу два храма: главный – Вознесенский – на верхнем этаже, и небольшой храм Рождества Христова – на цокольном.
Исторически нижний храм являлся трёхпрестольным. Центральный престол был освящен в честь Рождества Христова. Левый предел, где находилась усыпальница четы известных благотворителей Киселёвых, - в честь Александра Невского. А правый предел - в честь Казанской иконы Божьей Матери. Наверху был в честь Святой Троицы и в честь обновления Храма Господня.
Новый храм строится на своем историческом месте и будет немного уменьшенной его копией, так как повторить в точности предыдущий проект не позволяет ни территория, ни средства небольшого прихода, которые возводят здание своими силами. «Я уже здесь являюсь настоятелем с 15 года, и в 17 году мы только добились получения участка в аренду», - рассказал отец Владимир Кэтанэ. Он поделился, что всё сделано трудом и пожертвованиями пензенцев. Кто-то давал щебенку, а кто-то по 500-1000 рублей с пенсии. Мужчины работают на стройке, женщины – на кухне.
Согласно проекту, новый храм на улице Индустриальной по площади займет около двух соток земли. «И все-таки это правильно, потому что пусть в полной мере, конечно, уже этот комплекс никогда не будет восстановлен: все застроено, все занято, но все-таки то, что в память о нем там вновь будет храм, это, конечно, хорошо. На этом месте строится новый район, число жителей увеличивается. Это и историческая справедливость, и практическая польза», - считает Евгений Белохвостиков.
Проект масштабный, и приходу самостоятельно не справиться. Поэтому верующие обращаются ко всем неравнодушным людям с просьбой оказать посильную помощь в строительстве храма.
В храме молятся за каждого, кто внес свой вклад в строительство храма.
Этим летом в строительстве храма Вознесения начался новый этап – возведение 12 монолитных арок, которые послужат основанием для куполов.
На эти работы требуется немало средств, поэтому настоятель и прихожане будут рады любой поддержке.
В Храме Вознесения Господня хранятся частицы мощей святых угодников, в том числе и священноисповедника Иоанна Оленевского. С детства отличавшийся глубокой верой, он скромно жил, занимаясь ремеслом и служа в церкви. Иоанн был известен праведностью и способностью утешать людей.
В годы гонений на церковь он, несмотря на преследования, продолжал служение. Лишившись дома, арестованный и высланный, он всегда возвращался к пастве. Отец Иоанн Оленевский - пример стойкости веры. Освободившись, он продолжил служение в селе Князевка, но в 1936 году был вновь арестован и приговорён к 6 годам заключения. Приговор отменили. Во время войны он молился о победе. В 1946 году отец Иоанн был рукоположен в священники и служил в Троицком храме села Соловцовка. Последние годы жизни он провёл там же, почитаемый как старец, обладающий даром прозорливости. Отец Иоанн предвидел свою кончину 5 августа 1951 года. В 1996 году мощи отца Иоанна перенесли в Троицкий храм села Соловцовка. В 2000 году он был причислен к лику святых.
Еще одно сокровище храма – частица мощей святой Блаженной Матроны Московской. Матрона, хоть и не видела физическим зрением, обладала удивительным даром духовного видения. Она говорила, что Бог показал ей весь мир - горы, деревья, реки и всё живое. Неграмотная, она, тем не менее, знала очень многое.
Однажды студентка-архитектор Жданова, чью дипломную работу руководитель явно хотел «завалить», пришла домой в слезах. Матрона, жившая в то время у неё, пообещала помочь. Вечером она подробно описала Ждановой архитектурные шедевры Италии, будто видела их своими глазами, и посоветовала использовать эти элементы в проекте. Жданова последовала совету, и комиссия приняла её работу.
Говорят, что даже Сталин приезжал к Матроне во время войны за советом, и она предсказала ему, что Москву фашисты не возьмут. За три дня до своей смерти 2 мая 1952 года блаженная Матрона знала о своей кончине, но продолжала помогать людям.
Мощи Святителя Иннокентия Пензенского нашли приют в возрождающемся храме. Святитель Иннокентий Пензенский (Иларион Смирнов), родившийся в 1784 году, отличался глубокой верой и кротким нравом с детства. Он блестяще проявил себя в церковных науках, став преподавателем и ректором духовной семинарии. Иннокентий был талантливым проповедником и автором важных трудов по богословию и истории церкви. Он жил скромно, помогал нуждающимся, избегал осуждения других. В 1819 году Иннокентий стал епископом, но вскоре скончался после тяжелой болезни. В 2000 году он был причислен к лику святых.
В Вознесенском храме хранятся мощи Святителя Луки Войно-Ясенецкого (1877-1961). Он был выдающимся хирургом и священником. Сочетал врачебную практику с научной деятельностью, разработал новые методы лечения гнойных заболеваний. За свои религиозные убеждения подвергался гонениям, был арестован и сослан.
Несмотря на преследования, святитель Лука продолжал лечить людей даже в ссылке. Он считал своим долгом помогать больным, видя в этом служение Богу. В 1946 году получил Сталинскую премию за вклад в медицину. До конца жизни святитель Лука служил людям как врач и священник.
Мощи Федора Ушакова украшают церковь. Адмирал Ушаков был не только великим флотоводцем, но и глубоко верующим человеком. Строгий к себе и милостивый к другим, он пользовался любовью и уважением как подчиненных, так и простых людей.
Хотя с эпохи Ушакова прошло два столетия, сохранились свидетельства о его праведной жизни: предания о подвигах, возрождена обитель, с которой он был связан, и деревня, где адмирал провел последние годы, посвятив себя Богу. В 2001 году Ушаков был канонизирован как праведный воин Феодор, став первым флотоводцем, удостоенным такой чести.
В храме совершаются многочисленные требы. Здесь проводят таинства Крещения, Венчания, чин отпевания, совершаются поминовения усопших, заказные обедни, сорокоусты, литии, водосвятные и благодарственные молебны, сугубые прошения.
Настоятель храма Владимир Кэтанэ является также Председателем отдела социального служения и милосердия Пензенской епархии, Председателем епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства, клириком Успенского кафедрального собора города Пензы. Под его руководством ведется большая социальная работа Пензенской епархии: оказывается помощь бездомным, беженцам, людям в трудной жизненной ситуации.
Все вместе – служители и прихожане, благотворители и работники – молятся Богу и Его угодникам, чтобы стройка не останавливалась. Чтобы новый храм воссиял во всей своей красе и величии, став духовным маяком для всех жителей микрорайона, стал символом живой веры. Чтобы под его сводами, как прежде, звучали молитвы о мире, здравии и благоденствии, о спасении душ и умножении любви.