12 мая, в воскресенье, через неделю после Пасхи, христиане празднуют Антипасху. Также праздник известен как Красная горка и Фомино воскресенье или Неделя Фомина.
Откуда столько названий, почему всё в один день, и что в нем главное для православных – на эти вопросы редакции «Столицы 58» ответил священник Виталий Зорин, настоятель Храма Иоанна Предтечи в городе Заречном.
«Воскресенье через неделю после Пасхи называется в церкви Антипасхой или воскресенье апостола Фомы, Фомино воскресенье. В народе этот день называют Красная горка, - отметил священник. - Красная горка – название языческого праздника. В этот день славяне встречали весну».
Празднования проходили на возвышенностях. Из некоторых источников следует, что в этот день жгли костры, водили хороводы, устраивали ярмарки невест. Праздник считался преимущественно девичьим.
«С приходом христианства некоторые языческие праздники смешались с христианскими. Так и Красная горка стала совпадать с первым воскресеньем после Пасхи. Впрочем, на сегодняшний день от языческого праздника осталось только название. Никакого смысла в современном обществе он не несет. Разве что может служить поводом для встречи с близкими, чтобы пообщаться, отдохнуть, уделить время друг другу», - подчеркнул отец Виталий Зорин.
Антипасха — греческий термин. «Анти» переводится как «вместо». То есть «вместо Пасхи». «Однако «анти» в данном случае не означает противопоставления. В греческом языке эта приставка имеет много смыслов. Действительно, иногда «анти» значит нечто противоположное – например, Христос и Антихрист. Но когда речь идет об Антипасхе, вернее перевести приставку со значением «тоже». То есть, этот день – тоже Пасха, еще одна Пасха», - рассказал священник.
Он обратил внимание на то, что Пасху мы не перестаем праздновать в течение всего года. Для православных каждое воскресенье – Пасха. «Мы, христиане православные, устраиваем свою жизнь вокруг этого праздника, даже бытовую», - отметил отец Виталий Зорин.
В церкви неделя начинается с воскресенья. «Многие привыкли, что воскресением неделя заканчивается – действительно этим днем заканчивается рабочая неделя. Но в церкви наоборот – с воскресенья она начинается. В церковном уставе воскресенье имеет еще одно название – «неделя». Таким образом, слово «неделя» не означает семь дней, как мы привыкли. Это слово означает день после субботы. А потому понедельник – день после недели», - рассказал настоятель.
После того, как Иисус Христос воскрес, мы этот день стали именовать еще и воскресением.
«Итак, каждое воскресенье для нас как малая Пасха. Каждое воскресенье мы вспоминаем эти события и всегда служим литургию, всегда проходят евангельские чтения, касающиеся событий воскресения Христова. У нас 10 отрывков евангельских таких есть, которые каждую неделю меняются поочередно», - пояснил отец Виталий Зорин.
Он подчеркнул, что в церкви каждое воскресенье - праздник. Верующие помнят о том, что Христос воскрес. И это - великая радость для христиан, залог того, наша жизнь будет вечной, что душа наша вечна, и что мы тоже воскреснем. И в этом заключается смысл Антипасхи.
Фомино воскресенье - так день именуется потому, что в евангельском чтении на литургии повествуется о том, как Фома встретил своих друзей, апостолов, учеников Христовых, которые уже видели воскресшего Христа. Они рассказали ему о том, что Он воскрес, что Он жив и надо радоваться, но Фома им не поверил и сказал, что пока сам не увидит Учителя и не прикоснется к Его ранам на руках и на ногах, не поверит.
«И вот Христос потом встречается все-таки с Фомой, показывает ему, дает ему руки свои, говорит, потрогай, посмотри, и не будь неверен, но верен. То есть, не будь неверующим, но стань верующим. И дальше Христос говорит, что блажен, то есть счастлив, тот, кто не видит и верует, - пояснил священник. – Через урок с апостолом Фомой, Он нас учит тому, что не нужно всегда стремиться к обретению истины через своё видение и чувствование. Важна именно вера».
По причине того, что в этот день в церкви читается отрывок из Евангелия об апостоле Фоме, он и называется неделей (то есть, днем) Фоминой.
Ранее мы рассказали о смысле праздника Входа Господня в Иерусалим.