Вход Господень в Иерусалим – именно так называют православный праздник, который также Именуется Вербным воскресением. В этом году он прихошелся на 28 апреля. С самого утра люди присылают друг другу открытки с красивыми ветками вербы и пожеланиями здоровья и счастья. Судя по запросам в интернете и заголовкам статей, многих волнует, что же с этой вербой делать – отхлестать родных, чай из нее заварить, куда в доме примостить, чтобы год был удачным. А главное - как и когда срезать вербу к Вербному воскресенью, чтобы не было беды, и что делать, если вовсе про нее забыл и не освятил к празднику.
При чем здесь верба и о чем на самом деле праздник, разбирались вместе с Пензенской епархией.
«28 апреля (15 апреля по ст.ст.), в шестую Неделю Великого поста, воскресенье, предшествующее Пасхе и начинающее собой Страстную седмицу, Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Вход Господень в Иерусалим. Об этом радостном событии, произошедшем всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя, повествуют все четверо евангелистов (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19)», - рассказали в пресс-службе.
Этому возвышенному шествию предшествовали чудеса и исцеления Мессии – по Его слову исцелялись прокаженные, слепые прозревали, бесы выходили из одержимых, а умершие оживали! Незадолго до указанных событий Иисус исцелил своего мертвого друга Лазаря.
Народ уверовал во Христа как в Спасителя, который принесет порабощенной Иудее свободу и счастье, избавит от гнета римлян.
«После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос направился в Иерусалим для празднования Пасхи. Он остановился в Вифании и послал Своих учеников привести ослицу и молодого осла, владельцы которых по слову Божиему не препятствовали им. Когда ученики исполнили все, Спаситель сел верхом на осла и направился к Иерусалиму под славословие учеников и приветственные возгласы горожан, торжественно встречавших Грядущего Мессию, восклицая: «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Многие постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, которыми, по древней традиции устилают дорогу царям-победителям», - рассказывают о событиях в епархии.
Отметим, что торжественный вход Спасителя в Иерусалим стал исполнением ветхозаветных пророчеств. «О встрече Господа ещё задолго до свершившегося предвозвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле – сыне подъяремной» (Зах. 9:9)», - пояснили в пресс-службе.
Вот только власти воспринимали Христа как смутьяна и видели в Его лице опасность для страны. Тревогу испытывали даже церковные иерархи. Только что они могли поделать со всеми чудесами, которые творил Он, и весть о них разносилась по городам и весям. В упоении победами света над тьмой и близостью к ним Самого Господа находились ученики Христа. Они не вникали в смысл Его пророчеств о грядущем предательстве и страшной смерти, крови, пролитой Невинным за всех людей.
Все хотели, чтобы настало царство справедливости, любви и радости. Так просто - для чего скорбеть и страдать.
Такая восторженная атмосфера была в тот день. Люди встречали свою надежду, своего Спасителя, своего Царя. Примечательно, что Иисус Христос въехал в Иерусалим не на коне – символе победы, а на простом осле. Это животное считается на востоке символом мира. «Осанна!» выкрикивали не отдельные почитатели. Его приветствовала вся толпа, все, как один, чествовали Христа. Они были искренни. С такой же искренностью через четыре дня эти люди кричали «Распни Его!», прося отпустить жестокого убийцу Варавву, а Христа отправить на крестные страдания.
Впереди Тайная вечеря с преломлением хлеба и с Его заветом. «Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В этом событии - начало великого таинства Причащения, в котором теперь каждый православный человек имеет возможность соединиться со Христом.
Впереди молитва в Гефсиманском саду. «Отче Мой! пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Пример молитвы и веры, к которой сегодня должен стремиться каждый.
Впереди предательство Иуды за 30 серебряников. Его гордыня, которая не позволила принести покаяние, но привела к самоубийству после осознания им чудовищности своего поступка.
Впереди ненависть людей, которые всего-то хотели чудес и исцелений, свободы от узурпаторов и мира в мире.
Впереди страдания на кресте. Оплевание, поругание, терновый венец, желчь, уксус, кровь. И в том секрет, как достичь Царства Небесного: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Впереди Воскресение Христово. Победа над смертью, над человеческим грехом. Центральная мысль православия. Смысл всего происходящего более 2000 лет назад. Теперь и людям стало возможно воскреснуть в жизнь вечную.
«В воспоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали дорогу Спасителю, этот праздник получил название Недели ваий. На Руси его именовали еще Неделей цветоносной, а пальмовые ветви заменяли вербными, отчего праздник стал известен как Вербное воскресение», - пояснили в Пензенской епархии.
Ну просто не растут у нас пальмы, потому и сгодилась верба.
Согласно русской православной традиции в храмах в этот день происходит благословение и освящение верб (ваий), которые по обычаю сохраняются верующими в течение всего года.
Думающие православные, священники задаются вопросом - среди кого бы я был, если бы жил во времена Христа. Узнал бы в Нем Бога или остался бы фарисеем? И сегодня верующие также выходят встречать Христа - кто с пальмовыми ветками, кто с вербными. Только теперь мы ждем от Него не благ и испонения желаний, а просим помощи, сил в том, чтобы быть похожими на Него и быть с Ним.
«Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне», - этой молитвой завершают рассказ о событии в Пензенской епархии.