12 марта 2020, 08:46

«Запредельная налоговая нагрузка на труд». Выход есть?

Фраза министра финансов РФ Антона Силуанова, сказанная  в интервью РБК, облетела все федеральные СМИ и заставила бизнес-сообщество и власть вернуться к проблеме, которая характерна для каждого российского региона, в том числе для Пензенской области.

Фискальная нагрузка на труд сейчас «запредельная», признал глава федерального ведомства. Под ударом оказываются направления, в которых затраты на труд в структуре расходов преобладают. Тот факт, что в Пензенской области существуют целые отрасли, в которых предприятия просто не могут платить все положенные налоги на труд, хорошо известен и регуляторам, и представителям бизнеса. Попытки обелить зарплаты в таких отраслях, как, к примеру, текстильная, обернутся закрытием предприятий, и тогда вместо увеличения налоговых поступлений регион получит колоссальную проблему с безработицей.

Сейчас российский работодатель должен платить за работника страховые взносы по ставке 30%. К этому добавляется 13% налога на доход физических лиц, который удерживают с сотрудника. «Поэтому и происходят эти схемы уклонения от оплаты труда «в белую», пояснил Силуанов.

Россию отличает высокая совокупная ставка налогов на труд — 36,6% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера – это данные последнего исследования Всемирного банка и PwC «Paying Taxes 2020». В мире этот показатель составляет в среднем лишь 16,3%. Для сравнения, в Казахстане ставка налогов на труд — 10,1%, в США — 9,8%, в Канаде — 12,7%, Германии — 21,5%, Великобритании — 12%.

Ситуация, когда руководитель главного финансового ведомства страны открыто признает, что нынешняя налоговая планка неподъемная для бизнеса, является «симптомом к выздоровлению».  Причем в Минфине прекрасно понимают: силовыми методами вопрос не решить. Ответ лежит в финансовой плоскости: чтобы бизнес вернулся к «белым» зарплатам, налоговая нагрузка должна быть посильной.

«Правительство ищет возможность снизить ставку страховых взносов в социальные фонды, но важно сделать это без ущерба для бюджетного баланса», - заявил Антон Силуанов.

В качестве возможных вариантов называют отмену льгот для нефтяной отрасли, прогрессивную ставку НДФЛ, упразднение гибкой налоговой шкалы (сейчас с зарплаты сотрудника свыше 1,29 млн рублей за год, ставка пенсионных взносов снижается до 10%. А взносы на социальное страхование обнуляются уже при  990 тысячах рублей в год накопленным итогом).

Перед новым кабмином РФ стоит задача найти решение, которое сегодня необходимо бизнесу, как воздух. В некоторых регионах на уровне высшего руководства субъекта звучат заявления в духе показательной борьбы с «зарплатами в конвертах». Диссонирующими на фоне тонких, сбалансированных решений федеральных властей выглядят намерения «ужесточить законодательную ответственность» за «серые» зарплаты. На деле усиление административного давления приведет лишь к одному: плотность бизнеса в таких регионах будет неминуемо снижаться.  Давайте честно ответим себе на вопрос: способна ли, к примеру, парикмахерская, содержать 5-6 сотрудников «в белую», и что произойдет, если на предпринимателя, помимо «запредельной» нагрузки на труд, будет давить еще и карательная система? Ответ простой: такой предприниматель свернет бизнес и, возможно, начнет его в другом регионе, где к вопросам регулирования сферы подходят ювелирно, как того и требует отрасль.

Одной из главных задач, поставленных перед региональными властями президентом страны Владимиром Путиным, является увеличение плотности бизнеса. Рост реальных доходов населения сегодня невозможен без предпринимателей. Уничтожение этой прослойки приведет к существенному ухудшению условий жизни населения, а значит, и к дальнейшему усугублению процессов внутренней миграции.

Решение вопросов легализации налогов на труд лежат в экономической, а не в силовой плоскости.

pixabay.com


Поделиться