29 сентября 2021, 12:44

Валерий Захарьин рассказал, как разглядеть Россию через виноградную лозу

Новое поколение виноделов в России бросило вызов мировым стереотипам. Мы привыкли считать, что хорошее вино - это непременно Франция или Италия. Отечественные производители нашли свой авторский стиль, поставив во главу угла гармонию с природой, уникальные особенности терруаров и сортов винограда, которые не растут больше нигде в мире. Валерий Захарьин уверен, что русское вино должно стать мировым гастрономическим брендом, причем цена  не обязательно должна быть заоблачной. В его коллекции есть  продукт, достойный винных бутиков, при этом стоимость одной бутылки не превышает 350-500 рублей.

Знаменитый крымский винодел впервые посетил Пензу, чтобы познакомить ее жителей с культурой виноделия в нашей стране.

Как все начиналось

Валерий Захарьин - кадровый офицер,  полковник вооруженных сил. В 90-е годы, когда всех, служивших в Крыму, вынуждали принять присягу Украине - ушел в отставку. После 20 лет в армии нужно было двигаться дальше.

"Кушать-то хочется, и мы ездили в  винсовхоз, виноград собирали. Так меня занесло в виноделие. До сих пор вырваться не могу: денег реальных нет, а работы много".

Сегодня в собственности его компании - 88 га современных виноградников. Годовые продажи - около 400 млн рублей.  Весной 2019 года Валерий Захарьин вновь удивил мир: его небольшое хозяйство выкупило крупнейший крымский завод" Инкерман". Чуть позже заговорили и о сделке с "Массандрой". Валерий Захарьин уверен в перспективах русского вина и шаг за шагом формирует гастрономический бренд страны через уникальность местных вин.

Батя на бутылке

Первые вина под брендом собственной фамилии Валерий Захарьин произвел в 2014 году - дата воссоединения Крыма с Россией, отсюда и название первой линейки - "Хороший год". Все именные сорта украшает логотип - боец в шинели.

«Это мой батя. В 1944 году ему исполнилось 17 лет, и он ушел на фронт. Виноделие для меня - это не просто продукт или товар. Это преемственность поколений. Это плечи наших предков, на которых мы стоим. Что у нас пытаются выбить из-под ног? Правильно, наших предков. Нельзя позволять это делать».

«У нас очень хорошее наследие в плане винодельческой культуры. В 1972 году Всемирную организацию вина и винограда со штаб квартирой в Париже, возглавлял наш соотечественник. Нам часто кажется, что у нас хороших вин не было. Однако в  70-80-х годах прошлого столетия наши вина были признаны во всем мире. 1900 году в Париже проходила выставка виноделов. По традиции, её председатель, известный сноб граф Шандон, поднял бокал  шампанского, как ему казалось – французского производства, и стал его нахваливать. С другого конца стола ему ответил Лев Голицын, поблагодарив за рекламу его шампанского, победившего на выставке – именно русское игристое было в бокале Шандона.  Правда сейчас мы даже не знаем, где похоронен Лев Голицын, а он является родоначальником русского виноделия».

Ода Крыму и как французы и русские о вине поспорили

Валерий Захарьин уверен: Крым сам по себе является регионом, который выбран Богом для того, чтобы там произрастал виноград. Он любит вспоминать историю с иностранными специалистами, приглашенными на завод «Инкерман». Предприятие переживало не лучшие времена, и ставка была на то, что «великие виноделы» расскажут русским, как жить.

«Я закончил английскую школу виноделия, пришлось выучить язык. Французы тоже на нем говорят, хоть и с кислой физиономией. У меня много знакомых специалистов за рубежом. Одного из них – Оливье Трево, который ведет «Шато Марго», вместе с коллегами пригласили  на «Инкерман». Они приехали, и наши руководители хозяйств, которые трудятся по 20-30 лет, их не приняли. Случился конфликт. Это говорит о чем: вино классифицируется по происхождению. Это важнейший фактор. Люди, работающие на земле, знающие особенности местных терруаров, часто лучше заморских специалистов».

Что такое автохтонные сорта винограда и почему через них можно понять Россию

Терруары Крыма, находящиеся в предгорье, с их климатом и почвами, по праву считаются лучшими для производства тонких сухих вин, считает Валерий Захарьин.

«Вдохновившись идеей, что вино из аборигенного винограда в полной мере позволит всему миру показать уникальность Крыма, его древнюю историю, я занялся развитием автохтонных сортов. Что такое автохтон? Это виноград, который растет только здесь, и больше нигде в мире. Образцы искали в горах".

"Есть несколько сортов дикого винограда, который V–IV вв. до нашей эры скрещивался с греческими видами – их завезли колонисты, когда стали осваивать территорию. Когда начинают рассматривать их ДНК, видно, что там есть гены восточноевропейских или западноевропейских сортов. Но есть и абсолютно оригинальные виды, например, Херсонесский. Он был культивирован народной селекцией из дикой формы. Мы взяли 11 наших автохтонных сортов и отправили в Национальный институт высшего агрономического образования Монпелье (Франция), там хранятся каталоги эталонных образцов мировых сортов винограда. Так вот даже им Херсонесский сорт оказался неизвестен.

Я заложил частную коллекцию автохтонного винограда, насчитывающую сейчас 75 сортов.

Многие не верили в этот эксперимент, но я решил рискнуть. Спустя несколько лет были выпущены первые сухие вина из автохтонных сортов. Сегодня мы вышли на международный рынок, наши вина можно встретить в лучших ресторанах. Надеюсь, что в будущем совместными усилиями российских виноделов мы сможем создать конкурентный продукт на мировом рынке, имя которому - российское вино.

Фото "Столицы 58" и instagram zaharin.winery


Поделиться