В пензенском отделении «ОПОРЫ РОССИИ» в конце октября прошел семинар, посвященный новым требованиям, которые могут быть предъявлены к работодателям во время мобилизации.
Член пензенского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Елена Лагодинская рассказала, как вести воинский учет в организации, и какие штрафы ждут предпринимателей, которые не отправят данные в военкомат.
Если организация подпадает под перечень тех, у кого есть такая обязанность, нужно сдавать приказ о ведении воинского учета.
Документ составляется в свободной форме. Главное – указать, кто ведет учет, а также лицо, его замещающее.
«В микрооргнизации, состоящей из одного человека все функции на себя берет руководитель», - отметила Елена Лагодинская.
В организации, где работает до 150 человек, воинский учет ведет один человек. Там, где работает больше 150 человек, ответственных людей должно быть двое. В этом случае нужно создать военно-учетный стол, который по запросу военкоматов будет предоставлять соответствующие сведения.
Организациям, в которых работают военнообязанные женщины, например, медики или медсестры, рекомендовано составить отдельный список.
План работы сотрудника или военно-учетного стола включает проверку тех данных, которые предоставил работник.
Ответственный сотрудник имеет право обратиться в военкомат для сверки данных и внесения изменений, если в этом появится необходимость. Можно проверить корректность предоставленной информации об образовании, семейном положении и пр. В организации должен быть журнал, в котором будут помечаться данные о проверках.
После этого необходимо составить инструкцию. В ней должно быть прописано, какими нормативно-правовыми документами в компании руководствуются, права и обязанности, а также ответственность сотрудника, отвечающего за ведение воинского учета.
Таким образом, перечисленные документы представляют собой необходимый пакет документов, который должна иметь организация.
Военкомат может затребовать сведения о составе семьи, образовании, состоянии здоровья сотрудников. Предоставить эту информацию необходимо в течение трех календарных дней.
Ответ на вопрос о выполнении оборонзаказов нужно предоставить военкомату в течение пяти дней. «Таких организаций в Пензенской области 78 – в отношении них будет особый контроль и внимание», - подчеркнула Елена Лагодинская.
В организациях, в которых трудится меньше 150 человек, запрос информации осуществляется не реже, чем раз в три года. «Если до 1 октября не поступил запрос со стороны военкомата, то в следующие три года с вас ничего не попросят. Но все документы должны быть в наличии», - сказала эксперт.
Если в организации более 150 человек, то информацию могут запрашивать ежегодно.
При этом важно вести журнал проверок.
На семинаре прозвучал вопрос о том, нужно ли отправлять в военкомат сведения о сотруднике, который претендует на рабочую специальность, недавно был демобилизован в связи с рождением третьего ребенка, получившего инвалидность.
«Если в организации действует бронь, на этого работника ее тоже нужно оформить. Данные на него также нужно предоставить, для того чтобы в его личном деле была сделана соответствующая отметка.
Поскольку он недавно был демобилизован, значит, актуальная информация в его личной карточке есть.
Чтобы себя обезопасить лучше направить официальный запрос», - сказала Елена Лагодинская.
В данном случае необходимо составить приказ, в котором будет прописано, кто отвечает за ведение учета, пояснила Елена Лагодинская. Чтобы обезопасить себя, можно отправить запрос в организацию – основное место трудоустройства, чтобы узнать, стоит ли на учете этот сотрудник, и ведут ли по нему учет там.
Эксперт отметила, что постепенно происходит процесс цифровизации. Она рассказала, что мужчины призывного возраста бронируются только на время обучения и при выполнении некоторых, особых, очень нужных и важных работ.
Если такой специалист трудоустроен в последний год обучения в оборонно-промышленное предприятие или в аккредитованной ИТ-компании, на него распространяется автоматом отсрочка, если он успел трудоустроиться до окончания обучения. Эта норма действует только в период действия СВО.
Если ИТ-специалист учится и работает, отчет по нему ведет образовательная организация.
Согласно закону о воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ, отсрочка предоставляется один раз: когда студент получают средне-профессиональное образование или когда поступает в вуз.
«Например, студент закончил обучение в колледже и поступил в университет. До 1 октября университет предоставляет списки поступивших в военкомат. Этому первокурснику придется отправиться на срочную службу. Он должен или оформить академический отпуск, или отчислиться из высшего учебного заведения, а после прохождения службы восстановиться», - рассказала представитель «ОПОРЫ РОССИИ».
Отсрочка будет дана тем, кто закончил одиннадцать классов и поступил на бакалавриат, а после в магистратуру. Отсрочка в этом случае будет продлеваться до окончания магистратуры.
При получении второго высшего образования отсрочка от службы не дается. «Специалитет признается первым высшим образованием. Если после 5-6 летнего обучения в рамках специалитета студент решит продолжить образование в магистратуре, отсрочки от призыва не будет», - отметила она.
«Нужно смотреть, какое ИП. Ведь есть индивидуальные предприниматели, которые работают в одиночку. Бывают ИП, в которых работает большое количество сотрудников. В этом случае воинский учет нужно вести обязательно», - пояснила Елена Лагодинская.
Если сотрудниками предприятия розничной торговли являются женщины, которые никогда не обучались и не получали военно-учетную специальность, тогда по таким категориям граждан воинский учет не ведется. Но рекомендовано составить контракт, в котором будет прописано, что, если будет принят такой работник, то учет начнут вести. Такое пояснение дала специалист.
Если в составе организации розничной торговли есть мужчины, которые, например, были освобождены по состоянию здоровью или другим причинам, имели судимость, то по ним воинский учет также не ведется.
Эксперт напомнила, что за непредставление данных можно получить штрафы.
С 2020-го по до 1 октября 2023 годы максимальный штраф за непредставление списка составлял 3000 рублей. Сейчас, с 1 октября, штраф за непредставление для должностных лиц составляет 40-50 тысяч рублей, для юридического лица – от 300 до 500 тысяч рублей.