Судебные разбирательства в отношении некогда лучшей строительной компании города ОАО «Пензастрой» и ее руководителя Валентина Журавлева продолжаются с 2018 года. Сейчас Валентину Михайловичу 84 года. После тяжелой болезни, из-за которой даже останавливали судебные слушания, Журавлев заметно сдал. И теперь даже путь до зала заседаний дается ему с большим трудом.
Близкие и друзья замечают, что он сильно похудел, тяжелая одышка мешает ходить.
Журавлева судят за злоупотребление полномочиями руководителя компании. Деньги, положенные на достраивание домов, он направлял на другие цели. Но это вовсе не значит, что Валентин Михайлович отдыхал на курортах Куршевеля, пока его компания загибалась. Он как мог, спасал свое детище, используя для этого все ресурсы.
Человек, который всю жизнь помогал другим, оказался в положении, когда ему самому потребовалась помощь. Но на выручку никто не пришел. Ни влиятельные люди, которым он уступал квартиры со скидкой, ни власть, по просьбе которой он не раз достраивал проблемные объекты, не получая за это компенсации, ни друзья, которых было много, пока были деньги.
Падение «Пензастроя» началось в 2014 году. Тогда очередной виток политической, а затем и экономической напряженности привел к фатальному исходу для сотен застройщиков по всей стране. Крым был наш, однако за этим последовали тяжелые экономические санкции, падение курса рубля почти вдвое, снижение реальных доходов населения.
Рынок жилья лежал на боку вплоть до 2016 года. Только спустя два года для застройщиков началось потепление. Однако к этому рубежу пришли далеко не все. Рухнули компании с неоптимальной моделью управления и те, которые закладывали низкую маржу.
Валентин Журавлев всегда говорил о себе: «Я строитель, а не бизнесмен». Деньги в компании просто всегда были. Работало имя. Не было необходимости жестко оптимизировать бизнес, как это сделали компании с более молодыми и энергичными руководителями, обладающими даром геополитического предвидения.
Журавлев просто не заложил в бизнес-модель возможность нового экономического краха.
Казалось бы, государство, которое во многом было автором сложившейся ситуации, должно было поддержать застройщиков, ведь экономическое самочувствие этой отрасли влечет за собой многие другие сопутствующие направления. Однако помощь не пришла. Последовал один удар за другим. Итог был предсказуем и печален.
Необходимо сказать, что для любого бизнесмена понятие "нецелевое расходование средств" является неочевидным. Предприниматель всегда выстраивает направления своего дела так, чтобы абсолютно все не зависело от одного направления. Бизнес должен опираться на несколько столпов. Упал один - он выживет, за счет другого.
Валентин Журавлев, осознавая это, начал строительство завода, который помог бы ему со стройкой. Все бы получилось, если бы не злополучный кризис 2014 года.
Большой вопрос, почему власть предпочла не помогать человеку, который в свое время достраивал проблемные объекты за ГК «Поволжье», завершил возведение корпуса КИМ, дома на Шуисте для переселенцев.
Про Журавлева не просто так говорят, что он построил пол Пензы. Помимо жилых домов на счету компании «Пензастрой» - административное здание городской мэрии, кинотеатр «Современник», «Салют», спорткомплекс «Рубин», детские сады, школы и многое другое. Его дома с индивидуальным отоплением, построенные из кирпича, и сейчас стоят также, как недвижимость в столице.
Возможно, пора оставить в покое заслуженного человека, позволив ему прожить остаток лет не в зале суда?..