24 марта 2020, 18:24

Умная экономика Андрея Лузгина: мэр Пензы рассказал, как видит развитие города

Главный редактор издания "Столица 58" Анастасия Баязитова провела интервью с мэром Пензы Андреем Лузгиным 

- Вы возглавили администрацию несколько месяцев назад. Удалось ли составить мнение о положении дел в городском хозяйстве? Есть ли у Вас личный топ проблем, которые необходимо решить в первую очередь?

- Составить мнение о положении дел в городском хозяйстве, безусловно, удалось, буквально с первого дня. Работая в правительстве, ты касаешься и стройки, и дорог, и инвестпроектов, и инфраструктуры. Поэтому, в положение дел в городском хозяйстве погружен. Есть, конечно, некоторая специфика, уровень проблем конкретнее, их больше. Большее количество заинтересованных сторон, мнений, по некоторым вопросам иногда прямо противоположных.

Если говорить про личный топ, то есть вопросы краткосрочного характера, которые нужно решить здесь и сейчас. В городе это во многом связано с обеспечением коммунальными услугами. Сейчас, безусловно, это ремонт дорог, уборка города после зимы. Если говорить о долгосрочных проблемах, которые действительно важные и сказываются на развитии города в долгосрочном периоде - это расширение собственной налогооблагаемой базы, развитие малого и среднего бизнеса. Мы видим, что сейчас происходит на рынках. Безусловно, произойдет некая стагнация - будем приспосабливаться к новым условиям. Те меры, которые планировали еще месяц назад, необходимо корректировать, подстраиваясь под текущую ситуацию. Все понимают, что кризис, падение курса рубля - это потери для одних отраслей и возможности для других.

Если кроме экономики и бюджета, то, безусловно, в целом наша работа ориентирована на запросы горожан. Мы видим достаточно большой поток вопросов, связанных с дорогами, в первую очередь в частном секторе. Много обращений и жалоб связано с обеспечением коммунальными услугами, с работой управляющих компаний, с износом наших коммунальных сетей. В долгосрочной перспективе - это ключевая проблема, потому что если с дорогами у нас есть долгосрочный план – программа БКД,  то по сетям, к сожалению, темпы капремонта пока позволяют поддерживать их только в текущем состоянии.

Сейчас мы готовимся к участию в федеральной программе по реновации инженерных сетей. Мы видим, что по некоторым сетям увеличилось количество аварий, что, соответственно, сказалось на качестве услуг населению - это самый большой вызов. Нам предстоит искать баланс роста тарифов и расходов муниципального бюджета на реновацию сетей.

Рост экономики, дороги и сети – это три основные проблемы. Четвертый вопрос - это благоустройство. Вы видите, что благоустройству уделяется много внимания.

- Действительно, Пенза преображается. Но сколько бы ни говорили о развитии общественных пространств на городских окраинах, основные усилия по-прежнему сосредоточены на историческом центре города. Оправдано ли это?

- На эту тему много споров. Что развивать в первую очередь: центр, окраины, локальные центры, дворовые территории? Правильный ответ, разумеется: и то, и другое. Но приходится расставлять некоторые приоритеты.

Нам бы в первую очередь хотелось доделать те места, где находится большее количество людей, создать для них современные комфортные условия. Сама по себе городская среда -это и некий толчок для развития микробизнеса: уличная торговля, сфера общепита – мы часто недооцениваем эти сферы с точки зрения налоговых поступлений. Занятость и доходы населения здесь тоже значительные.

Мы планируем эту работу вместе с компаниями, которые возводят жилые комплексы. Они начинают понимать, что вложения в среду вокруг дома окупаются через стоимость квартир, через скорость продаж. В прошлом году при содействии губернатора Ивана Белозерцева был отремонтирован Парк времен в Арбеково. Мы продолжим эту работу и в дальнейшем, будут появляться новые проекты.

Еще одно направление – это благоустройство дворовых территорий, в прошлом году привели в порядок 35 площадок. В этом году мы немного изменили подход: сделаем меньшее количество дворов, но для большего количества жителей, сформируем  междворовые территории.

Якорным элементом может стать школа. Ее пространство должно быть задействовано не только в учебное время. Хорошая спортивная площадка, рекреационные зоны должны работать на жителей близлежащих домов. В этом году мы  благоустроим еще несколько территорий не только в новых школах, но и в микрорайонах сложившейся застройки.

- От предыдущей команды вам досталось непростое «наследство». Не опасаетесь ли утонуть в решении бесконечных мелких задач, отказавшись от крупных масштабных планов, реализация которых могла бы в существенной степени переломить ситуацию в городе?

- Я не буду давать оценку тем решениям, которые принимались 5 лет назад, потому что условия были другие. Если отвечать на вторую часть вопроса, действительно, тяжело находить ресурсы, управленческие и денежные, для того, чтобы уделять внимание всем вопросам. Пока получается находить баланс, но, к сожалению, на долгосрочные планы  гораздо меньше возможностей, чем хотелось бы. В городском хозяйстве многие вопросы нельзя отложить. Ремонт дорог, ликвидация аварий, свалки, работа с жителями, прием граждан, предпринимателей, и масса других вопросов.

 - Что, на Ваш взгляд, мешает городу участвовать в федеральной программе по развитию туризма, ведь та же набережная могла стать якорным элементом для развития туристического кластера, если, конечно, удалось бы объединить усилия нескольких инвесторов: застройщиков, ритейлеров, индустрию развлечений?

- Позволю себе не согласиться с тем, что набережная могла бы быть якорным туристическим объектом. Я себе не очень представляю человека, который, условно, из Москвы прилетел в Пензу погулять по набережной. Посмотреть город во время деловой командировки – другое дело. Мы опять возвращаемся к вопросу, почему мы благоустраиваем набережную. Потому что хотим, в конечном счете, в 2021 году замкнуть первый туристический маршрут, связанный с историческим центром: Улица Московская, Лермонтова, Соборная площадь, спуск через Крепостной вал к Первопоселенцу, у нас есть храм на Чкалова, который сейчас считается старейшим зданием в Пензе. Если успешно пройдет процедура согласования, появится речной маршрут, тогда на улице Замойского организуем пристань.  В целом, набережные развиваются во многих городах:  в Самаре, Казани,  но не сама набережная является причиной, почему люди приехали в Казань. Приезжают на чемпионаты, культурные события, турниры. Сама по себе набережная не является пунктом привлечения туристов.

В Пензе была реконструирована часть набережной от Бакунинского моста до пешеходного, из четырех этапов реконструкции закончено только три. Мы сейчас продолжаем процедуру изъятия земельных участков у частных землевладельцев и владельцев строений. Как только закончим, благоустроим верх набережной. У нас там появится торговля, общественное питание, пространство оживет. Плюс нам предстоят  два этапа перекладки сетей: в одном месте ливневый коллектор, в другом - метровый водовод. Есть концепция развития следующего этапа, от пешеходного моста до моста на остров Пески или до «Бочки». Есть концепция развития правобережья. Мы ведем переговоры с частной дивелоперской компанией, которая занимается развитием территории, и они сейчас изучают вопрос возможности участия в развитии набережной. Но начинать следующий этап, не доделав первый, было бы странно.

- Какие точки роста, на Ваш взгляд, есть у Пензы?

 - Нужно понимать, что не будет одного центра роста, одной отрасли, которая потянет все за собой. Мы видим, что у Пензы есть сложившаяся структура экономики. У нас нет крупных компаний мирового масштаба. Оборот крупнейшего регионального предприятия меньше 15 миллиардов рублей. Если мы возьмем Тольятти, Самару, Набережные Челны или Казань, там обороты исчисляются сотнями миллиардов. Соответственно, на такой бизнес работает большой пул поставщиков. При этом у экономик города сильная зависимость от этого градообразующего предприятия.

У нас экономика города более диверсифицирована. Наша задача – создавать условия для развития тех компаний, у которых есть рыночный продукт и потенциал роста, амбиции собственников к росту.

С такими компаниями мы работаем в формате проектного офиса, подключая по мере необходимости разных специалистов: банки, институты развития. На поддержку выделяется немало средств в рамках нацпроектов, но бизнес об этом не всегда знает, здесь наша главная функция – информирование.  Губернатор об этом неоднократно говорил: заниматься поддержкой бизнеса - это работа каждого чиновника.

Городская экономика - это не только промышленность, где основные меры поддержки сосредоточены на уровне областных министерств. Это рынок недвижимости, розничная торговля, общественное питание, которые традиционно крайне слабо пользуются мерами поддержки. Есть и проблема низкого уровня культуры той же уличной еды. Мы перед собой ставим задачу, в том числе, повышать уровень наших рестораторов, уровень сервиса. И инструмент у нас, как ни странно, есть, не всегда для этого требуются бюджетные расходы. Есть конкурсы, премии, возможность проводить обучение для этого сегмента. Раньше ставка делалась на промышленность, хотя количество рабочих мест в сфере розничной торговли и обслуживания не многим меньше.

Некоторые кластеры могут стать точками роста: это IT индустрия,  мебельная промышленность, пищевое производство. Существенная часть  городской экономики связана с оборонной промышленностью, но она, к сожалению, не создает вокруг себя мелкие предприятия, являясь закрытым звеном.

- Что для Вас значит определение "креативная экономика", о которой Вы говорили, участвуя в конкурсе на замещение должности мэра, и не отказались ли теперь от своих планов?

- Креативная экономика - это экономика знаний. У нас масса отраслей, которые создают нематериальные ценности. В целом Пенза очень творческий город. У нас отличное дополнительное образование, масса победителей олимпиад.

Необходимо открыть возможности для монетизации навыков творческих людей.  Мы до усложнения эпидемиологической ситуации планировали провести два событийных проекта в рамках развития СМП. Мы видим, что люди зарабатывают колоссальные деньги на создании контента. Ряд наших крупных IT компаний работают в сфере создания компьютерных игр.  При этом у нас есть отличное художественное училище, IT колледж и ПГУ. Если задать вопрос IT компаниям, какая у них самая острая проблема, они скажут – кадровая - до сих пор нет специальности дизайнера компьютерных игр.  Мы договорились, с сентября запускаем в наших художественных школах эту специальность, создаем 20 рабочих мест.

Как органы власти могут способствовать развитию умной экономики? Подготовка кадров - первый и базовый вопрос. Вы видите, что министерство образования потратило колоссальные деньги на обновление IT лаборатории в колледжах. В школах усилено направление профориентации, оборудуются классы и лаборатории. В Кванториумах дети в 10, 11 лет всерьез занимаются технологиями, которые для меня кажутся чем-то фантастическим.

Еще одно существенное направление – обучение, информационная помощь. Приведу простой пример: в Пензе много мастеров, делающих потрясающие вещи, начиная с чайных сервизов, заканчивая украшениями. Но мало кто из них умеет работать с товаропроводящими системами, такими, как «AliExpress», или русский аналог «Wildberries». 

Заказчиком услуг может выступать сам город. Мы будем привлекать к проектам молодых архитекторов.  У «умной» экономики много сфер, ключевое условие - в результате создаются нематериальные активы. Наша задача – сделать так, чтобы человек свои таланты монетизировал. 

- Одним из самых успешных городов России считают Казань. Там руководство во главу концепции развития территории поставило человека. Что бы они ни делали, всегда принимают решения через призму полезности для человека. К примеру, создавая прогулочную зону, первое, что продумывается - туалеты, пандусы. У нас же на Олимпийской аллее на 4 км променада всего одна точка. Есть ли концепция у Пензы и считаете ли Вы правильными приоритеты, обозначенные в ней?

- У Пензы есть стратегия, на мой взгляд, формальная. Мы ее планируем пересмотреть до конца года, предложим ее к обсуждению. У нас много пунктов, которые требуют согласования с горожанами.

 - Пример таких городов, как Альметьевск, доказал, что если сделать город удобным и комфортным для его жителей, в экономике и социальной жизни происходит качественный скачек. Новый мэр Альметьевска начал с того, что окутал город сетью современных велодорожек, проект разрабатывали европейские урбанисты. Возможны ли такие качественные трансформации в Пензе?

- Прежде необходимо заручиться общественным согласием. Пока мы, как город Пенза, до сих пор не определились с приоритетами. По результатам опроса, у нас примерно одинаковое количество пешеходов и автомобилистов.  Горожане формируют запросы: запрос номер один - нормализуйте работу общественного транспорта; номер два – сделайте больше парковочного пространства, особенно в центре. Если мы добавим запрос номер 3 - создайте велодорожки – получим 3три пункта, одновременно нереализуемые. Кроме того, Альметьевск по климатическим условиям похож на Пензу, однако рельеф центральной части, расположенной на возвышенности, не позволяет окутать наш город сетью велодорожек. 

Там, где мы ведем новое строительство дорог, где у нас есть эта возможность, мы учитываем интересы велосипедистов, к примеру, на улице 40 лет октября, которая свяжет Окружную, Терновку и город Спутник.  Прорабатываем сейчас возможность велодорожки из ГПЗ в центр.

- А между Арбеково Западной поляной?

- Если вы посмотрите, там велосипедных маршрутов в лесу огромное количество. Мы их облагораживать не будем, кроме той части, которая попадет в «Снежинку». Они в целом часть времени в году доступны для проезда.

- Одним из первых Ваших шагов на посту мэра был пересмотр системы общественного транспорта - спасибо Вам огромное от всех горожан. Это долгожданный шаг, необходимость в нем назрела давно. Как продвигается эта работа?

- Мы будем развивать общественный транспорт, делая его более удобным. От горожан есть запрос удлинить маршруты, чтобы из одного конца города можно было без пересадок добраться в другой. Наша задача - развивать магистральные маршруты с автобусами большой вместимости, создавая возможность комфортной пересадки. Люди не хотят платить дважды – это основная проблема. По этому вопросу ведем переговоры с перевозчиками, пока понимания не нашли. Возможно, будет единый билет, по которому пересадка будет стоить дешевле. Сейчас мы разрабатываем новую схему движения общественного транспорта.

- За пять лет руководства вашего предшественника Виктора Кувайцева не было реализовано ни одного инвестпроекта. В 2019 году был выделен бюджетный миллион на дизайн-проект горнолыжной трассы. В итоге ни трассы, ни мэра. Планируете ли вы развивать направление инвестиций и как?

- В Пензе были реализованы инвестпроекты. Один только «Маяк» инвестировал в городскую экономику около 10 миллиардов рублей. Другое дело, что часто крупные инвестроекты в силу полномочий курируют областные структуры. Наша задача, в первую очередь, дополнить поддержку и сопровождение основных отраслей.

Считаю необходимым на уровне администрации города дополнить функционал служащих, ответственных за инвестиции, требованиями KPI  в области развития бизнеса. То есть власть должна взять на себя не только функции  по контролю, но и по стимулированию.

- Одна из самых сложных проблем Пензы - низкий уровень доходов населения и, как следствие, отток населения. Можно ли, на Ваш взгляд, решить эти проблемы?

- Город Пенза находится в статичном состоянии, колебания плюс минус 500 человек, количество население в городе не сокращается. В областном центре специфичный отток. Уезжает талантливая молодежь, те, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов. По счастью в последнее время мы видим, что они возвращаются.

Вузы, IT компании, могут стать центрами притяжения, точками роста. Некоторые пензенские IT компании сменили дислокацию. Вел с ними переговоры – проблемы оказались непреодолимы - они покинули не только Пензу, но и Россию.

- Полагаете, в Пензе можно создать аналог «кремниевой долины»?

- В основе «кремниевой долины» лежит Вуз и два человека. Регионов, которые пытаются повторить этот путь, много, но ни у кого пока не получилось. Тем не менее, мы по этому пути идем. Для нас важно создавать насыщенную среду, в том числе культурную, событийную, чтобы люди не чувствовали отличия от больших городов.

- Что делать с муниципальными предприятиями, большинство из которых находятся на грани банкротства в силу "эффективного менеджмента"? Как пополнить городскую казну?

- Принимая решения относительно муниципальных предприятий, исходим из двух вещей: нужен ли нам функционал, выполняемый организацией, либо с задачами успешно может справиться частный бизнес.

Что касается предприятий в жилищной сфере, к примеру, МУП «Заря», принято решение об их закрытии. Те функции, которые являются социальными, останутся за городом.  Что касается МУП «Спецбюро», на котором лежит ответственность за содержание кладбищ, - на этой услуге нельзя заработать. Социальные функции город оставит за собой, финансово-хозяйственную деятельность МУПа приведем в порядок. Часть проблем была связана с недофинансированием из бюджета. Накопилась задолженность, и мы эту ситуацию выровняем.

По части предприятий пройдут процедуры банкротства. Трудная ситуация с компанией «Пензалифт». Наша задача в рамках процедуры банкротства максимально закрыть обязательства и сделать так, чтобы муниципальное имущество было реализовано по рыночной цене.

Действия намечены по каждому предприятию и постепенно их будем реализовывать.

Что касается пополнения казны, ключевые моменты – это увеличение налогооблагаемой базы, развитие бизнеса, распоряжение земельными и имущественными ресурсами, дальнейшая реализация национальных проектов.  Важно участвовать в федеральных программах, эффективно работать с крупными компаниями.

- Чтобы добиться качественного перелома, нужна команда, формированием которой Вы сейчас занимаетесь. Охотно ли люди идут работать в городскую администрацию? Какие аргументы в свое время подействовали на Вас? Сразу ли Вы согласились на предложение губернатора?

- Это мой личный выбор.  Относительно команды, работа в любых органах власти - это работа под постоянным давлением, под контролем надзорных органов. Мы понимаем, что в работе любого чиновника бывают моменты, когда необходимые действия прямо не трактуются законодательством. Ты постоянно должен брать на себя ответственность, понимая, что норма закона не дает прямого ответа, как поступить. Это накладывает на всех людей, работающих в администрации, дополнительный груз. Многие понимают, что могли бы заработать больше в частном бизнесе. Часто у людей, идущих на муниципальную службу, есть мотив служения. Проблема в том, что таких людей в целом не очень много.



Поделиться