Телеграм-канал «Госуслуги» разъяснил несколько ключевых моментов в сфере защиты прав потребителей. Разбираемся в пяти распространенных ситуациях.
1. Разбитый товар в магазине.
Магазин может потребовать оплату только в случае умышленного повреждения товара или грубой неосторожности со стороны покупателя. Если товар был разбит случайно, покупатель не обязан его оплачивать.
2. Неустойка по договору.
Покупатель вправе требовать большую сумму неустойки - ту, которая предусмотрена законом или договором, если она выше законодательно установленной. Например, если по договору неустойка за просрочку изготовления мебели составляет 0,1%, а по закону о защите прав потребителей - 3%, покупатель может требовать 3%.
3. Судебные издержки.
Судебные издержки оплачивает проигравшая сторона. Если суд выиграет покупатель, продавец возмещает ему не только эти расходы, но и неустойку, а также штраф в размере 50% от присужденной суммы.
4. Обмен бракованного товара.
Покупатель не обязан соглашаться на обмен бракованного товара. Он вправе потребовать возврата денег, уменьшения цены или устранения недостатков. При возврате технически сложных товаров действуют особые правила.
5. Цена на кассе выше ценника.
Магазин обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. Ценник является публичной офертой – предложением заключить договор. За отказ продать товар по указанной цене предусмотрен штраф по ст. 14.7 или 14.8 КоАП РФ.