06 декабря 2019, 17:38

Наталья Канцерова: одной из причин принятия служащими необоснованных решений является их низкий профессиональный уровень

Редакция «Столицы 58» подготовила интервью с прокурором Пензенской области Натальей Канцеровой в канун Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечают 9 декабря.

- Каков ущерб от коррупции в 2019 году, и какие меры в связи с этим предприняты?

- Вопрос возмещения ущерба всегда являлся одним из приоритетных в работе по противодействию коррупции, поскольку только назначение справедливого и соразмерного наказания виновному лицу без возмещения им причиненного государству ущерба не может обеспечивать в должной мере состояние законности. Поэтому прокуратура уже с момента возбуждения уголовного дела контролирует принятие правоохранительными органами всех необходимых мер, направленных на возмещение причиненного ущерба, а также на исполнение приговора. И это приносит свои результаты.

Так, причиненный преступлениями коррупционной направленности ущерб по итогам 9 месяцев 2019 г. по оконченным уголовным делам составил 18 502 тыс. руб.

Добровольно возмещен на досудебной стадии уголовного судопроизводства ущерб на сумму 6 936 тыс. руб.

В целях обеспечения возмещения причиненного ущерба и исполнения приговоров в ходе предварительного расследования наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 37 551 тыс. руб. (АППГ – 125 454 тыс. руб.).

- Борьбу с коррупцией ведут разные ведомства, но принято считать, что прокуратура играет «главную скрипку». Согласны ли вы с этим утверждением и как выстраивается взаимодействие с другими структурами?

- Хотелось бы отметить, что профилактика, выявление и пресечение коррупционных правонарушений возможна лишь при эффективном взаимодействии всех уполномоченных органов, поэтому координирующей роли органов прокуратуры в вопросах противодействия коррупции придается очень большое значение.

На протяжении многих лет наиболее важные вопросы, связанные с противодействием коррупции, выносятся нами на обсуждение на координационные совещания руководителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, а также на заседания межведомственных рабочих групп, как при прокуроре области, так и прокурорах районного звена. Мы не только отслеживаем динамику коррупционной преступности, основные тенденции, характерные для региона, но и разрабатываем комплекс необходимых мер, которые нужно принять участникам, чтобы спрофилактировать, не допустить их совершения и, как следствие, - причинения ущерба.

При выявлении в ходе прокурорских проверок наличия коррупционных проявлений в различных сферах, прокуроры принимают меры к их устранению путем внесения актов прокурорского реагирования, возбуждают дела об административных правонарушениях коррупционной направленности, либо направляют материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Мы также проводим антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов государственных органов власти Пензенской области и нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Только за 9 месяцев 2019 года нами в них выявлено 433 коррупциогенных фактора.

- Чиновники в муниципалитетах часто не хотят брать на себя лишнюю ответственность. Логика такая: мы сейчас откажем обратившемуся, а потом, если прокуратура напишет представление, включим «заднюю». Часто ли Вы сталкиваетесь с такими ситуациями?

- Я не совсем согласна с подобной подачей. Любой чиновник при поступлении на службу, при заключении контракта приобретает не только определенный набор властных полномочий, но и берет на себя обязательства, установленные законодательством, за неисполнение которых предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

Так, умышленное воспрепятствование предпринимательской деятельности образует состав преступления, предусмотренный ст. 169 УК РФ. Судебная практика по данной статье пока невелика, но уже в этом году мы имеем ряд подобных судебных решений.

Приговором Ленинского районного суда г. Пензы от 28.06.2019 осуждена бывший заместитель главы администрации г. Пензы по земельным и градостроительным вопросам Ширшина И.В. за совершение двух преступлений, в том числе предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ - за воспрепятствование одной из строительных фирм при осуществлении ими предпринимательской деятельности, связанной со строительством многоквартирных домов и необходимостью ввода одного из них в эксплуатацию. Чиновница поставила перед представителем фирмы условие о выделении и перечислении денежных средств под видом оказания спонсорской (благотворительной) помощи на приобретение игрушек для новогодней елки, стоимостью 500 тыс. рублей, за совершение администрацией г. Пензы и лично ею  действий по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома в максимально короткие сроки и в отсутствие предвзятости и препятствий со стороны работников администрации г. Пензы при проверке наличия и правильности оформления документов.

Также приговором Ленинского районного суда г. Пензы бывший начальник отдела строительства Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы Еремин А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ.

Чиновник в конце 2018 года сообщил представителю мебельного предприятия, что за выдачу администрацией разрешения на ввод в эксплуатацию здания склада необходимо передать предметы офисной мебели. После получения согласия соответствующее разрешение им было подписано.

Приговором суда ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или иных муниципальных предприятиях, учреждениях, организациях на 1 год со штрафом в размере 10 тыс. рублей.

Так что вернуть все вспять после акта прокурорского реагирования - не всегда правильное и возможное решение. Необходимо действовать изначально в рамках правового поля.

- Чем вызвано нежелание чиновников брать на себя лишнюю ответственность? Связано ли это, на Ваш взгляд, с профессиональными рисками для служащих? Возможно, причина в излишнем давлении со стороны контролирующих инстанций?

- Одной из причин принятия служащими необоснованных решений, в частности, отказов в предоставлении какой-либо услуги, является их низкий профессиональный уровень, а где-то даже и правовой нигилизм. Любое решение, регламентированное ведомственными инструкциями, а также требованиями законодательства, не может быть наказуемо в принципе, какие бы за этим решением последствия для нарушителей не стояли.

Другое дело, когда ситуация обратная: тот или иной чиновник, не обладая необходимыми полномочиями, за денежное вознаграждение берется решить вопрос, который по сути решить не может. Это так называемая «мнимая коррупция», а проще говоря - мошенничество. И самое страшное, что таких случаев становится все больше, а граждане охотней идут на провокации «псевдочиновников» или их посредников, чтобы решить свои насущные проблемы в получении правоустанавливающих документов. В 2018 году правоохранительные органы выявили одно такое преступление. За 10 месяцев этого года - уже 5. И это, к сожалению, не отражает реальную картину, поскольку обманутые граждане не обращаются в полицию, осознавая, что они фактически давали взятку, пусть даже мнимому должностному лицу.

Отдав деньги, люди не получают решения своей проблемы, и более того, сами автоматически становятся объектами уголовного преследования.

- Возможно ли, на Ваш взгляд, создать правовые условия, при которых ответственное лицо на муниципальной или государственной службе будет чувствовать себя более свободно в принятии решений, чтобы служащий сам искал способы, как максимально помочь обратившемуся, а не перестраховывался, принимая половинчатые решения, которые, в конечном итоге, негативно сказываются на бизнес–процессах и на экономике региона в целом?

- Свобода в принятии решений называется широтой дискреционных полномочий и является коррупциогенным фактором, то есть создает предпосылки к коррупционному поведению служащего.

Не рационально ждать изменения психологии чиновников и возникновения у них желания в правовых рамках прилагать максимальные усилия для помощи обратившимся.

Пути решения указанной проблемы лежат в совершенствовании действующего законодательства, четкой регламентации действий должностного лица, снижении вариативности принятия решений, то есть необходима минимизация субъективного подхода чиновника, упрощение административных процедур. 

Еще одним из правовых критериев является гласность, прозрачность и общедоступность юридических процедур. Ведь когда чиновники будут понимать, что принятые ими решения находятся в публичном доступе, желания хоть немного отойди от буквы закона у них будет все меньше.

- Как часто предприниматели обращаются с жалобами на незаконные действия чиновников? Приведите примеры.

- Хотелось бы обратить внимание, что каждый первый рабочий вторник ежемесячно проводятся Всероссийские дни приема предпринимателей. В Пензенской области их ждут на личный прием, как в прокуратуре области, так и в прокуратурах районного звена.

В 1 полугодии 2019 года работниками прокуратуры региона принято
34 представителя хозяйствующих субъектов. По их обращениям даются подробные разъяснения, проводятся проверки, и при выявлении нарушений законодательства принимаются меры прокурорского реагирования

В целом по стране наблюдается тенденция к усилению внимания контрольно-надзорных и правоохранительных органов к проблемам субъектов предпринимательства. Буквально месяц назад открылась всероссийская цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей, которая в настоящее время имеет больше 1 тыс. пользователей-хозяйствующих субъектов. К сожалению, нарушения, допускаемые в их отношении, имеют место и на территории Пензенской области.

В соответствии с приказом прокурора области «Об организации прямой линии прокурора Пензенской области для предпринимателей» от 04.05.2017 № 105 организована «прямая линия».  Для оперативного, полного и всестороннего рассмотрения сообщений (обращений) от субъектов предпринимательской деятельности, адресованных лично прокурору области, создан специальный электронный почтовый ящик businesspenza@yandex.ru.

По обращениям субъектов предпринимательской деятельности работники прокуратуры для обеспечения законности разрешения спора вступали в арбитражный процесс между этим предпринимателем и органом местного самоуправления об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, мерами прокурорского реагирования добивались оплаты предпринимателю работ по исполненному им муниципальному контракту, привлекали чиновников к административной ответственности, направляли предложения о разработке проекта муниципального правового акта, о внесении изменений в действующий нормативный документ, ограничивающий хозяйствующий субъект в определении типовых архитектурных решений внешнего вида нестационарных торговых объектов, принимали иные меры в зависимости от результатов проверок доводов обращений хозяйствующих субъектов.

- Органы прокуратуры проводят оценку местных нормативно–правовых актов. В результате правовое поле в регионе стало понятнее, прозрачнее: меньше норм, которые можно толковать двояко. Сколько местных законов подверглись корректировке в 2019 году?

- Выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах является еще одной функцией органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции. За 9 месяцев 2019 г. нами проведена антикоррупционная экспертиза 1 579 нормативных правовых актов органов государственной власти Пензенской области, 17 235 нормативных актов органов местного самоуправления. Выявлено 433 коррупциогенных фактора в 2 нормативных правовых актах государственных органов власти Пензенской области и 364 нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Всего за отчетный период в нормативных правовых актах выявлено 433 коррупциогенных фактора (АППГ – 721).

Если смотреть по сферам регулирования, то коррупциогенные факторы выявлялись в 289 нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; 79 - о государственной и муниципальной собственности; 26 - о бюджете.

В целях их устранения, прокурорами принесено 306 протестов, внесено 60 требований об изменении нормативных правовых актов.

По состоянию на 30.09.2019 коррупциогенные факторы устранены в 293 нормативных правовых актах.

Эта работа проводится органами прокуратуры области и на стадии подготовки нормативных правовых актов, разработки их проектов. За 9 месяцев 2019 года выявлено 293 проекта нормативных правовых актов, в которых содержались коррупциогенные факторы. При их последующем принятии замечания прокуроров были учтены.



Поделиться