Сегодня, 29 января, в Губернаторском доме состоялось заседание Комиссии Общественной палаты Пензенской области по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Главной темой стала законодательная новелла об обязанности регистрировать в государственном реестре Роскомнадзора паблики в соцсетях, у которых более 10 000 подписчиков.

Встречу открыл председатель Комиссии Общественной палаты Пензенской области по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, советник губернатора Пензенской области по вопросам информационной политики Денис Абрамов. Он представил спикеров – доцента кафедры частного и публичного права Юридического института Пензенского государственного университета, члена Ассоциации юристов России Данила Феоктистова и старшего специалиста по работе в социальных сетях Центра управления регионом Пензенской области Инну Афанасову.

Данил Феоктистов напомнил, что в прошлом году вступил в силу федеральный закон №303 ФЗ, в соответствии с которым были внесены изменения в закон об информации и в федеральный закон о рекламе. Эти изменения касаются владельцев страниц в соцсетях, чья аудитория подписчиков превышает 10 000 человек. Владельцы страниц должны пройти процедуру идентификации в Роскомнадзоре и быть включены в перечень. С ноября 2024 года это была рекомендательная процедура, сейчас она стала обязательной.
Он пояснил, что именно является соцсетью и, кому нужно проходить регистрацию.
«Социальные сети – это либо сайт, либо программа, где ежедневно поток пользователей превышает 500 тысяч человек. Минцифры дали такое разъяснение, что все соцсети зарегистрированы в Роскомнадзоре. Соответственно ту сеть, где имеется соответствующая страница, можно проверить на сайте Роскомндзора – включена она в перечень или нет. Например, есть сети, которые у нас запрещены и признаны экстремистскими. Соответственно по ним, например, разъяснение, что они не относятся к юрисдикции данного закона. Там владельцы страниц не должны вставать на учет, потому что это не относится, но запрещено в России», – сказал Данил Феоктистов.
Доцент также добавил, что по информации Минцифры, несмотря на многочисленные нарушения со стороны «YouTube», он пока не запрещен. В связи с этим, те у кого подписчиков в данной соцсети больше 10 000, также должны встать на учет.

Главный редактор издания «Столица 58» Анастасия Баязитова поинтересовалась, какая ответственность грозит тем, кто размещает информацию рекламного характера в соцсети Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ). Так, к примеру, многие предприниматели до сих пор размещают свою рекламу у блогеров в этой запрещенной социальной сети.
«На самом деле здесь нужно посмотреть разъяснения от Минцифры. Но у судов разные есть мнения на этот счет. Есть практики, где суды в одних случаях заставляют соответствовать требованиям закона, поскольку гражданин Российской Федерации должен соблюдать наши законы», – отметил Данил Феоктистов.
Он добавил: раз соцсеть признана экстремистской, то ее финансирование в виде платы за рекламу может быть расценено как финансирование экстремистской деятельности, за что предусмотрено серьезное наказание, в том числе и по ряду статей Уголовного Кодекса. На рекламодателей и на площадки, размещающие рекламу в запрещенных соцсетях, можно написать жалобу в контролирующие инстанции: прокуратуру, Роскомнадзор или ФАС. Там дадут правовую оценку действиям как тех, что платит за размещение, так и тех, кто размещает рекламные материалы в своих пабликах.