В Пензе успешно реализован проект сетевого адаптивного управления светофорными объектами на одной из самых загруженных магистралей города. В результате средняя скорость движения увеличилась на 125%, а время перегрузки сократилось на 67%. О том, как удалось достичь таких результатов и какие технологии были использованы, рассказали в издании «Интеллектуальные транспортные системы России».
Проект разрабатывался с использованием передовых технологий, таких как Model Predictive Control (MPC), нейросетевая видеоаналитика и пир-детекторы. В систему вошли семь светофорных объектов, работающих в едином адаптивном режиме.
Ключевые показатели эффективности: рост средней скорости движения: с 20 км/ч до 45 км/ч (+125%); снижение времени перегрузки: с 3 часов до 1 часа (-67%); увеличение пропускной способности в часы пик: на 48%.
Улица Терновского в Пензе традиционно испытывала серьезные транспортные нагрузки. Локальная настройка светофоров не приводила к улучшению ситуации: заторы распространялись на соседние перекрестки, вызывая коллапс дорожной сети. Например, в декабре 2022 года на одном из светофорных объектов произошел сбой контроллера, и светофор отключили. Водители отметили, что после этого движение стало свободнее. Однако после восстановления работы проблема пробок вернулась.
Был проведен сбор данных о транспортных потоках с использованием радиолокационных датчиков, пир-детекторов и видеоаналитики. Определены «узкие места» и основные источники заторов. Система MPC позволила рассчитать оптимальные режимы работы светофоров с учетом прогноза нагрузки на сеть.
Все семь светофорных объектов начали работать синхронно, что исключило случайные задержки и дисбаланс движения. Система в режиме реального времени анализирует транспортную ситуацию и вносит корректировки в режим работы светофоров.
Отмечается, что благодаря проекту время работы участка в режиме затора снизилось с 3 часов до 1 часа. Увеличение пропускной способности выросло до 2516 автомобилей в час (+48%).