14 октября 2019, 13:20

Выпуск облигаций: укрепление бизнеса или рискованный шаг?

Ольга Изранова, руководитель ООО "Моторные технологии", депутат пензенской городской Думы
Илья Иссаков, учредитель кондитерского производства "Бековские сладости"

Пензенское предприятие ООО "Моторные технологии" в числе первых в России решилось на выпуск облигаций. Для крупных производств этот финансовый инструмент является привычным. Малый бизнес только начинает постигать прелести и тяготы работы на фондовом рынке.

Когда руководитель ООО "Моторные технологии" Ольга Изранова заявила об эмиссии, это спровоцировало широкое обсуждение. Высказывания были разные: от одобрительных до скептических. Представителей бизнес-сообщества интересовал главный вопрос: можно ли заработать на фондовом рынке и каковы риски.

Сразу скажем, что Ольга Изранова решилась на новый неизведанный шаг с одной целью: наладить выпуск современной линейки оборудования для кондитерского кластера.

По иронии судьбы одним из ее оппонентов по теме ценных бумаг был Илья Иссаков, руководитель кондитерского производства "Бековские сладости", для которого, собственно, "Моторные технологии" и собираются произвести оборудование. Разумеется, не только для него. Оба руководителя высказали свои аргументы "за" и "против" в интервью "Столице 58".

- Ольга, как Вы решились стать первопроходцем в покорении фондового рынка, ведь у малых предприятий в России нет подобного опыта – не у кого позаимствовать готовые решения?

Ольга Изранова:

- Малому предприятию, желающему реализовать инвестпроект, сделать это крайне сложно. В России до недавнего времени не было таких финансовых инструментов. Инвестиции – это скорее история для крупного бизнеса: для них все двери открыты. Им доступны дешевые длинные деньги, государственное субсидирование, льготный налоговый режим. Малому же предприятию, желающему открыть новое направление, приходилось пользоваться кредитами под высокие ставки и на небольшой срок. Банки охотно дают деньги на оборотку или покупку основных средств, но не под инвестпроекты, поскольку считается, что для малого бизнеса это сфера высокого риска. Отдельная тема для разговора – это условия, которые выдвигают банки: они оставляют за собой право менять процентную ставку, запрещают заключать договоры с другими финансовыми организациями, меняют залоговую стоимость имущества. С одной стороны, банки дорожат своей репутацией и редко пользуются репрессивными методами, однако соглашения позволяют им это сделать.

А если есть реальный проект, нужен длинный кредит, необходимо время, хотя бы полгода, чтобы проект начал себя окупать. К сожалению, банковский кредит тут не помогает.

Есть вариант всевозможных венчурных фондов, бизнес-ангелов, но мой опыт, к сожалению, был очень печальный. Несколько лет назад я защитила проект и сумела заинтересовать инвесторов. Они приехали в Пензу, ко мне на предприятие на дорогих автомобилях, потребовали показать все имущество: недвижимость, основные средства. А после этого озвучили решение: 15 процентов в месяц и обеспечение. Вынуждена была поблагодарить уважаемых инвесторов и отпустить их с миром…

В прошлом году пришла мысль попробовать облигации.  Это ценные бумаги,  которые размещают на фондовом рынке.

- Значит ли это, что теперь предприятие частично принадлежит тем, кто купил облигации?

Ольга Изранова:

- Одним из преимуществ этого вида ценных бумаг является отсутствие вмешательства в вопросы собственности, в отличие от акций. Мы провели эмиссию на 50 миллионов рублей и выпустили облигации на фондовый рынок.

- Какой процент уже купили и кто их приобрел?

Ольга Изранова:

- Нам повезло, мы заручились поддержкой якорного инвестора, который выкупил 50 процентов облигаций «Моторных технологий». Остальные бумаги были предложены фондовому рынку. В первый день торгов мы получили заявок на 180 миллионов и вынуждены были остановить торги раньше срока.

- С чем связан такой успех? Какой рейтинг присвоен облигациям?

Ольга Изранова:

- Обычно такие облигации называют мусорными и они попадают в сектор риска. Однако наши облигации попали в сектор роста. Именно этим объясняется большой интерес покупателей на фондовом рынке.

Илья Иссаков:

- Высокий процент по облигациям является косвенным признаком их невысокого рейтинга. Мы все прекрасно понимаем: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Прежде всего, меня волнует этическая сторона вопроса: кто пострадает в случае, если предприятие не сможет расплатиться по долгам. По счастью  в нашем регионе, как и в стране в целом, игрой на фондовом рынке увлекаются не многие. Так что едва ли от рискованной сделки пострадают бабушки и дедушки из Беково. Профессиональные брокеры осознают риски, взвешивают все "за" и "против", посему готовы к любому развитию ситуации.

- Выплаты по облигациям не маленькие – 15 процентов годовых. Чем это лучше банковского кредита?

Ольга Изранова:

- Действительно, раз в квартал мы должны выплачивать своим инвесторам доход по ценным бумагам. И 15 процентов, как Вы верно заметили, сумма не маленькая. Однако существует механизм государственной поддержки, который компенсирует затраты по выплатам. После получения субсидии ставка составляет не многим более 10 процентов. Плюс ко всему государство субсидирует затраты на брокеров.

Илья Иссаков:

Отчасти согласен с Ольгой по поводу того, что кредиты, предоставляемые банками, инвестиционными можно назвать с натяжкой. Тем не менее, этот инструмент рано списывать со счетов. «Бековские сладости» уже второй десяток лет сотрудничают с одним банком, и условия меня вполне устраивают. Недавно нам одобрили кредит на строительство завода в Беково под 8,5 процентов годовых. Насколько я знаю, банкам субсидируют кредиты малому и среднему бизнесу, и с каждым годом средств на это выделяется все больше.

- Не слишком ли велики сопутствующие затраты по эмиссии? Сколько пришлось заплатить специалистам по фондовому рынку? Какой штат сотрудников работает над проектом?

Ольга Изранова:

- Мы наняли брокера, который изначально назвал завышенную цену своих услуг. Стоимость эмиссии составила бы около 3 миллионов. Однако в результате переговоров нам удалось снизить сумму до полутора миллионов. Из этих денег миллион компенсирует государство.

Трудозатраты по выпуску ценных бумаг существенные – это нужно учитывать. Обычно этим занимаются целые отделы. У меня в компании проектом занимались два человека – я и помощница. Работать иногда приходится допоздна. Плюс ко всему, проект требует большой отчетности – мы обязаны раскрывать информацию о текущем финансовом состоянии компании.

Илья Иссаков:

- Это крайне важный момент – сопутствующие затраты. Спасибо Ольге за то, что рассказала о подводных камнях. Предприятия, которые последуют ее примеру, получили целостную картину. На мой взгляд, важно учесть еще один риск: я знаю много примеров, когда субсидию обещали, но так и не выплатили. Причин для этого может быть масса: начиная от чисто юридических формальностей, заканчивая недостатком средств бюджета.

- Какие риски несет предприятие в случае, если выплатить доход по облигациям не получится?

Ольга Изранова:

- Как известно, проекты с высокой доходностью сопряжены с высокими же рисками. Если вернуться к теме банковсих услуг, то вряд ли вы найдете серьезный банк, который гарантирует вам доходность по вкладу выше 7-8 процентов годовых. Облигации идут с доходностью 15 процентов, но для инвесторов есть риски. А предприятие, выпустившее облигации, по сути, отвечает перед партнерами только своим именем. В процессе переговоров познакомилась с серьезными людьми, они в меня поверили. Более того, наш проект отметил Центробанк, когда мы приехали на семинар по ценным бумагам. Сейчас государство предпринимает первые шаги, чтобы познакомить представителей бизнеса с инструментарием работы с ценными бумагами. На семинаре от Центробанка были представители из многих российских регионов, но наш проект произвел фурор. И теперь бренд «Моторные технологии» по сути, стал еще и лицом общероссийского тренда на участие малого бизнеса в торгах на фондовом рынке.  Не сомневаюсь, что выплаты по нашим ценным бумагам будут сделаны точно в срок. У предприятия есть для этого ресурсы.

Кроме того, мы открыли кредитную линию: как правило, никто не выходит на рынок облигаций с одним проектом. Мы составили программу на несколько лет, общая сумма которой составляет 500 миллионов. Через три года, когда я обязана буду выкупить свои облигации у инвесторов, я могу использовать для этого средства следующей эмиссии.

Илья Иссаков:

- Эмиссия, безусловно, укрепит финансовые позиции предприятия, позволит более уверенно стоять на ногах и реализовать новые проекты. Даже в случае, если эмитент не сможет расплатиться по облигациям, по сути, это не ударит по делу – лишь по авторитету его руководителя. Но в бизнесе, на мой взгляд, это  и есть самое важное. Как ни крути, а от мысли, что кого-то могут откровенно кинуть, затея с облигациями теряет для меня привлекательность.

- На что вы планируете потратить деньги от первой эмиссии?

Ольга Изранова:

- Мы запускаем новую линию, будем выпускать оборудование для кондитерского производства. Один из первых наших заказчиков – «Бековские сладости».

Илья Иссаков:

- «Моторные технологии» сконструировали для нас моечную машину. Представьте себе огромный цех, в котором после приготовления сладостей остаются тысячи форм для выпекания - их нужно отмыть. Ручной труд здесь малоэффективен. Машину нам сделали штучную, под индивидуальный заказ. Учтены мельчайшие детали: размеры, которые нам необходимы, точки подключения и многое другое. Уверен, что подобное оборудование востребовано на кондитерском рынке.

- Как Вы принимаете решение о выпуске того или оного оборудования?

Ольга Изранова:

- Пакет заказов мы формируем еще до этапа разработки. То есть наши заказчики, представители кондитерского бизнеса, уже ждут, когда мы произведем и поставим новое оборудование.

Илья Иссаков

- Мы уже не первый год пользуемся оборудованием «Моторных технологий» - машины работают без сбоев. Желаю Ольге удачи в ее финансовых экспериментах. Искренне надеюсь на успех и на то, что ее опыт позволит другим предпринимателям расширить горизонты своих возможностей.



Поделиться