Сегодня экономический успех территории зависит не от технологий, и не от физического труда. На первый план выходит творчество. Именно креативная энергия способна возрождать города, творить экономическое чудо, делать из заурядного места – центр притяжения. В России таким примером является город Томск с населением, примерно равным пензенскому. С той лишь разницей, что число жителей в северном городе растет год от года. В чем секрет успеха? Новыми центрами притяжения талантливой молодежи стали университеты. На их базе созданы научно-образовательные комплексы. В результате в валовом региональном продукте доля инновационных предприятий превышает 13,5 %. Ежегодно прирост стартапов и малых предприятий составляет 10-15 %. Создание креативной среды привело к возрождению и стремительному росту территории.
Как обстоят дела в Пензе? Много ли шансов у молодого, нестандартно мыслящего специалиста закончить ВУЗ, а затем и найти понимание у руководства пензенских предприятий? В какой точке цивилизационного развития находится Пенза и способна ли она принять реалии нового, современного общества, где на первый план выходит человек и его творческие способности?
Об этом в рамках эксклюзивной рубрики «Столицы 58» «Двойное интервью» мы поговорили с Натальей Уткиной, талантливым педагогом, кандидатом экономических наук, и.о. завкафедрой «Маркетинга, коммерции и сферы обслуживания», руководителем образовательного направления «Туризм» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и руководителем благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Караван добрых дел», депутатом Законодательного собрания Пензенской области Ольгой Чистяковой.
Что ищет молодежь в других городах и чего ей не хватает в Пензе?
Наталья Уткина:
По своей профессиональной деятельности работаю с молодежью, а именно со студенческой молодежью. Могу с уверенностью заявить, что в целом молодое поколение мобильно и жаждет развиваться. Хотя, конечно, не все.
Современная молодежь активно путешествует. Причем с разными целями. Однако есть и общие моменты. Например, отправляясь в другие города, представители молодого поколения, как правило, стараются найти что-то нестандартное, уникальное, что-то, что является отличительной чертой именно того города, в который они приехали. Это может быть необычный музей, креативное кафе или арт-пространство, панорамные виды, удивляющие уличные граффити и т.д. Также очень привлекательны для молодежи различные событийные мероприятия, происходящие в этих городах. Но не просто стандартный «День города» или какое-то другое обыденное массовое событие, а с интересной атмосферой, захватывающим действом. Например, один мой студент мечтал посетить фестиваль электронной музыки «Tomorrowland», проходящий в Бельгии. Так сильно этого хотел, что взял разработку программы тура на «Tomorrowland» в качестве темы своей выпускной квалификационной работы, несмотря на все мои отговорки. Если говорить не о путешествиях, а о желании сменить место жительства, то молодежь, как правило, выбирает крупные города, дающие больше возможностей и больше свободы выбора. Лидерами предпочтений здесь являются Москва и Санкт-Петербург. Многие выпускники нашей кафедры, закончившие обучение на направлении подготовки «Туризм», уезжают работать в крупные туристские центры за рубеж. Причина проста – там больше возможностей заработать и совершенствовать себя профессионально.
Что касается Пензы, то мне в нашем городе очень не хватает общественных креативных пространств, в которых люди собирались бы по принципу «мне здесь комфортно». Это так называемые «третьи места», места для проведения досуга.
Примечание: Третье место – часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»).
Однако замечу, что не достаточно просто создать комфортное общественное пространство. Это пространство должно наполняться интересными аттракциями, теми же событиями, т.е. оно должно быть работающим. И работающим на постоянной основе, чтобы действительно стать «третьим местом», куда хочется прийти самому и привести друзей, гостей из других городов.
Недавно я спросила одну молодую девушку, приехавшую в Пензу из Казани о том, чего не хватает в нашем городе. Ее ответ: «Не хватает мест для проведения интересного культурно-развлекательного досуга или же я о них не знаю, так как пензенские СМИ дают скудную информацию по афише мероприятий».
Ольга Чистякова:
Есть такая поговорка: нам всегда кажется, что где-то лучше, чем у нас. Она справедлива в отношении тех молодых людей, которые сами не знают, чего ищут. Если же говорить о людях большой творческой энергии, наверное, в Пензе для них меньше шансов реализовать себя, нежели в крупных городах. Я сейчас говорю не только о художниках, музыкантах, но и о людях бизнеса. Пенза знает много примеров, когда люди уезжали, покоряли города, и даже страны, а затем возвращались в тихую Пензу. Да, их работа не приносила им такого дохода, который может дать мегаполис. Но, тем не менее, здесь они находят себя и получают возможность заниматься любимым делом.
Чаще всего молодежь уезжает, когда не получается найти работу мечты. К примеру, узкопрофильные специалисты. Как правило, места заняты более опытными профи. Предприятия предпочитают готовые кадры и далеко не все готовы эти кадры растить.
В этом плане необходимо налаживать коммуникации между предприятиями и образовательными учреждениями. Тут должен быть заинтересованный подход с двух сторон.
Я много работаю с молодежью и вижу разницу в отношении к ученикам в среднеспециальном и высшем звене. Как ни парадоксально, но среднее звено работает в этом плане намного сильнее. Пообщайтесь с преподавателями в колледжах и техникумах. Они говорят: «наши дети». Учебное заведение ставит цель не только научить, но и трудоустроить.
В институтах такого нет. Будешь ли ты работать, или договоришься, и тебе поставят практику – институт это не волнует. Если бы вопросы практики и трудоустройства выпускников ввели в мотивацию деканам, у нас не было бы таких проблем.
Не спорю: есть специальности, где выпускников отрывают с руками и ногами, IT, например. Но это не значит, что институт должен снимать с себя ответственность за трудоустройство студентов. Ведь по большому счету это и есть главный показатель качества образования. Дети не должны оставаться один на один с проблемой трудоустройства.
Можно ли назвать Пензу пространством творчества?
Наталья Уткина:
Конечно, Пенза связана с именами многих творческих людей, известных за пределами нашего региона.
Но…. назвать Пензу пространством творчества в полной мере я не могу.
Для меня Пенза – колыбель талантов: у нас много детских творческих коллективов, есть музыкальные и художественные школы, секции по робототехнике и прочее. Все это направлено на детей и подростков. А дальше? Креативных площадок для молодежи мало. Для взрослых людей – совсем нет. А если и есть, то про них практически никто не знает. Это значит, что нужно задумываться не только о создании среды, формирующей творческое начало у подрастающего поколения, но и о последующих возможностях и условиях развития талантов (вплоть до людей зрелого возраста). Чтобы талантливые люди не уезжали за развитием себя в другие города и страны, а оставались жить и работать в Пензе.
Ольга Чистякова:
Люди, которые занимаются творчеством – им все равно где жить. Они в своем мире, и то, что вокруг, их не слишком интересует. Но для подавляющей части молодежи среда имеет огромное значение. Им нужна возможность творить. Они хотят, что бы то, что они делают, было замечено. Но такая возможность порой отсутствует. Есть у нас и огрехи в системе творческого образования. Творчество не должно быть для галочки и к каждому маленькому человеку должен быть индивидуальный подход.
Какие организации, объединения должны заниматься созданием креативной среды?
Наталья Уткина:
Этот вопрос я задала своим студентам. Вот какой ответ получила: «Созданием креативной среды для молодежи, конечно же, должна заниматься, в первую очередь, сама молодежь. Это университеты, молодежные организации, любые студенческие объединения, волонтерское движение, студенческие отряды, представители творческих профессий. Также в этом должна быть заинтересована администрация города».
Я с этим ответом согласна с той лишь поправкой, что условия для создания креативной среды необходимо формировать администрации города. Если город будет в упадке, люди не будут чувствовать себя комфортно.
К тому же, если не будет поддержки властей и заинтересованности у «народных слуг», то инициатива со стороны общественных организаций и социально-ответственного бизнеса по развитию креативной среды быстро сойдет на «нет».
Ольга Чистякова:
На мой взгляд, должен быть симбиоз государственных структур, общественности и системы образования. Без общественности чиновники ничего сделать не могут, и наоборот.
Формальные мероприятия для галочки никому не нужны. Они не дают социального эффекта.
Другое дело, когда к чиновнику приходят люди с серьезными предложениями. Ему легче принять положительное решение, поскольку он знает, что проект будет реализован. Общество и госструктуры должны быть друг другу полезны.
Университеты – это государство в государстве. Они могли бы взять на себя роль драйверов в формировании креативной среды. У них есть свои общественные организации, есть материально-техническая база, площади, оборудование, знания, наконец. От студентов тоже многое зависит. Они должны быть зажигалками в хорошем смысле этого слова и не давать преподавателям спокойной жизни. К примеру, вопросы по формированию новых креативных общественных пространств, разработки концепции малых архитектурных форм могли бы быть отданы на откуп именно учебным заведениям. При этом важно, чтобы студентов не воспринимали как бесплатную рабочую силу. Любой труд должен быть оплачен.
Может ли Пенза повторить кейс Томска?
Наталья Уткина:
Для меня это трудный вопрос, поскольку я работаю в ПГУ и могу быть не в полной мере объективной. Чтобы повторить кейс Томска Пензенскому государственному университету нужно стать национальным исследовательским университетом. Для этого нужно соответствовать определенным критериям по научной деятельности. Наука не возможна без людей, без творчески мыслящих людей: преподавателей и ученых.
На мой взгляд, роль современных университетов как раз и заключается в том, чтобы становиться центрами создания инноваций, точками притяжения креативного класса, формирования креативной среды.
Об этом очень хорошо написано в книге Ричарда Флориды «Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства». Я очень хочу, чтобы ПГУ стал таким центром. Только одного моего желания здесь мало. Нужна заинтересованность администрации вуза и понимание того, что главное в вузе – это кадры, а именно ученые и преподаватели. Они – основа всех основ, а потом уже технологии, материально-техническая база и прочее.
Ольга Чистякова:
Едва ли Пенза при сохранении нынешнего порядка вещей сможет повторить пример Томска. База есть, но ту самую творческую среду, о которой мы с вами уже так много сказали, создавать некому. В Томском государственном университете учится 21 тысяча студентов. ВУЗ занимает 9 место в России. А Томский политехнический университет, один из старейших в России, насчитывает 15 тысяч студентов и занимает 7 место среди отечественных ВУЗов. Молодые талантливые выпускники и студенты сформировали целый кластер инновационных предприятий, в результате Томск стал центром IT, биотехнологий, косметологии и не только.
В Пензе студентов значительно меньше. И дело не только в материально-технической базе ВУЗа. Благодаря ЕГЭ лучшие ученики получили возможность выбирать учебное заведение, и выбор часто делается не в пользу Пензы.
К сожалению, стала свидетелем весьма печального факта: в пензенских ВУЗах «торгуют» талантами.
Если обращается предприятие, то за талантливых студентов могут попросить «выкуп». Коммерция вышла на первый план. Разумеется, это не во всех учебных заведениях и далеко не на всех факультетах. Но сам факт существования подобного явления многое говорит об уровне развития и творческой среды, и об уровне учебного заведения.
Необходимо обновлять и учебные программы. Многие, у кого сейчас учатся дети, замечали, что учебники те же, по которым учились родители 20-30 лет назад.
Какие пензенские проекты вы считаете важными и перспективными для развития территории? Какие можете предложить?
Наталья Уткина:
Если мы говорим о развитии города, то задачей №1 является формирование комфортной среды проживания для местного населения. Пример грамотного создания такой среды – город «Спутник»: красивая набережная, обустроенные дворы, аллеи, много вариантов для отдыха и досуга… Не буду продолжать описание, так как в «Спутнике» действительно создана среда для жизни. Другие жилые комплексы города – это просто многоквартирные дома, да еще и огороженные заборами. Где проводить досуг? В торговых центрах? Это, конечно, экономически выгодно строить везде и всюду торговые центры. Но кроме сиюминутной (текущей) выгоды нужно же и о будущем думать, социальные задачи решать. А это значит, что городу просто необходимы открытые общественные пространства. В этом направлении движется Областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова. Там есть интересные кружки для детей и подростков, а также для взрослых. Например, мне очень нравиться проект «Школа экскурсоводов Татьяны Каймановой». Занятия в школе проводятся бесплатно по воскресеньям. Это действительно ШКОЛА, где обучают мастерству работы экскурсоводом. Проект важен тем, что взрослые люди учатся здесь осознанно, потому что им интересно знать историю своего края, грамотно транслировать эти знания другим людям.
Еще один важный и перспективный проект – это проект инклюзивного туризма «Культура без границ».
Цель проекта – организация и проведение туристско-экскурсионных поездок по Пензе и Пензенской области для людей с разной формой инвалидности. Проект реализуется АНО «Квартал Луи» с участием нашей кафедры, привлечением студентов, активных общественных деятелей. Стратегической целью этого проекта я вижу формирование доступной среды для отдыха и путешествий для людей с ограниченными физическими возможностями. Эту тему мы прорабатываем со студентами направления «Туризм» в рамках выполнения научно-исследовательской работы.
Вообще хочется больше социальных проектов, направленных на формирование открытости и гостеприимства жителей Пензы. Чтобы на улицах нашего города было больше вежливых и улыбающихся людей!
Ольга Чистякова:
На мой взгляд, важным, событием стало преображение площади Ленина. Помимо того, что изменился ее облик, оттуда, наконец, убрали уличных торговцев. Наша молодежь характеризует торговлю в неорганизованных местах весьма резкими, так сказать, непарламентскими выражениями. То же самое мы видим и на Фонтанной площади. Вопрос: зачем нужен этот колхоз, если у нас и так в центре города находится рынок? Мы уже давно перешагнули времена торговли в неспециализированных местах. К чему этот привет из прошлого?
Другой большой проект – реконструкция Набережной. Хотелось бы, чтобы идею довели до разумного завершения, учли территориальные и исторические особенности.
Реконструкцию нужно делать и на правом берегу Суры. Необходимо органично вписать в новую архитектурную концепцию и наш уникальный подвесной мост, сделанный без единой опоры. Опять же, молодежь может подсказать, как это лучше сделать. Нужно решить вопрос и с функциональностью пространства. Если там нельзя будет кататься на роликах и велосипедах, заниматься спортом, то очевидно, что это пространство будет использовано в других целях.
Необходимо заниматься историческими зданиями, которые в Пензе попросту разрушаются. Государство сегодня дает все необходимые механизмы для возрождения подобных объектов. Вопрос просто требует системного подхода.