Старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов в преддверии FINOPOLIS 2024 рассказал о самых распространенных схемах телефонного мошенничества. На три основные схемы пришлось до 80% всех случаев с января по октябрь 2024 года.
1. "Фальшивые" сотрудники банков и госорганов:
Лидируют мошенники, представляющиеся сотрудниками банков, операторов связи или государственных структур. Их цель – выманить конфиденциальные данные: СМС-код, данные карты, пароли от онлайн-банка. Для этого они используют фишинговые ссылки, убеждают установить вредоносные приложения или предоставляют ложную информацию о проблемах со счетом, требуя срочных действий.
2. "Легкий заработок":
Вторая по популярности схема – предложение фиктивного заработка на инвестициях, подработке в интернете или покупке валюты. Жертвам обещают быструю прибыль, после чего те переводят небольшие суммы на сторонние счета. Увидев фиктивную прибыль, люди увеличивают вложения, зачастую прибегая к кредитам. Получив значительную сумму, мошенники исчезают.
3. Новые методы манипуляций:
Эксперты отмечают, что мошенники стали хитрее. Они используют персональную информацию о жертвах, подбирают схемы обмана, учитывая возраст, социальный статус и даже оформленные банковские продукты. Они манипулируют, обещая быстрый заработок или оказывая психологическое давление, создавая иллюзию срочности.
«На рынке меняется портрет самих мошенников – все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника. Около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной информацией. Как в хорошей пословице «Доверяй, но проверяй» всегда нужно сохранять критическое мышление и помнить, что разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей ваших денег», - сказал Никита Чугунов.