Всё чаще мошенники вымогают деньги у предпринимателей, используя лазейки в законодательстве о товарных знаках. Представляем три самые распространенные схемы обмана.
1. "Местный тролль": вывеска – источник опасности
Мошенники мониторят геосервисы, находят компании с броскими названиями (кафе, салоны красоты, магазины) и регистрируют их как товарные знаки. Затем предъявляют претензии настоящим владельцам бизнеса, предлагая "решить вопрос мирно" за кругленькую сумму.
2. "Лицензионный тролль": ловушка для лицензиатов
Цель мошенников – компании, работающие по лицензии. Злоумышленники регистрируют товарные знаки на названия таких фирм, а затем выставляют им огромные счета за "незаконное" использование.
3. "Доменный тролль": охота на успешные сайты
Эта схема нацелена на популярные интернет-магазины, не позаботившиеся о регистрации товарного знака. Мошенники регистрируют его на себя и требуют выкуп за домен, который может достигать сотен тысяч рублей, а то и больше, в зависимости от прибыльности сайта.
Как не стать жертвой?
Чаще всего предприниматели придумывают название для бизнеса самостоятельно, стараясь сделать его оригинальным. Однако эксперты предупреждают: оригинальность не гарантирует защиту от мошенников. Важно заранее проверить, не зарегистрирован ли аналогичный товарный знак, чтобы не попасть в ловушку.
«Товарный знак регистрируют только 60% предпринимателей. Половина владельцев среднего и малого бизнеса не знают о рисках, связанных с незаконным использованием чужих товарных знаков или считают, что проблемы могут возникнуть только у крупных компаний. Этим активно пользуются мошенники. Чтобы обезопасить себя от «патентных троллей» рекомендуем бизнесу обязательно регистрировать официальное название компании или продукта», – говорит Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ.
«Предприниматели вкладывают средства в раскрутку своего бизнеса – рекламу, продвижение в соцсетях, уникальный дизайн и т.п. Со временем бренд становится все более узнаваемым. Однако даже если сейчас выбранное название, под которым развивается бизнес, свободно, то через несколько лет кто-то другой может подать на него заявку и прийти к предпринимателю с требованием его не использовать. В этом случае придется начинать все заново – новое имя, сайт, маркетинговые материалы, а соответственно – значительные расходы. Регистрация товарного знака гарантирует, что никто не сможет присвоить его, включая конкурентов и патентных троллей. Поэтому если запускать бизнес и рассчитывать на его рост, то регистрировать товарный знак однозначно нужно», – говорит Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».