15 ноября 2025, 18:16

Иерей Виталий Зорин рассказал, может ли ревность разрушить брак

Ревность в браке подтачивает доверие, становится источником постоянного стресса и мешает построению гармоничных отношений, основанных на взаимном уважении и принятии. Или наоборот, является законным правом супругов и ее появление закономерно в отношениях неравнодушных друг к другу людей? Об этом издание «Столица 58» поговорило с настоятелем храма Иоанна Предтечи в городе Заречном, иереем Виталием Зориным.

- Отец Виталий, добрый день! Тема ревности, как мне кажется, очень близка многим. Как Православная Церковь смотрит на это чувство? Можно ли сказать, что ревность – это изначально грех?

- Добрый день! Действительно, ревность – чувство сложное и неоднозначное. Важно понимать, что православное учение рассматривает ревность не как единое явление, а разделяет ее на разные виды, в зависимости от ее источника.

— В чем заключается это различие?

— Все начинается с самого Бога. Вспомним первую заповедь, данную народу Израиля на горе Синай: "Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". Эта заповедь – о Боге-Ревнителе, Который ждет от человека полной верности. Кроме того, в святоотеческой литературе мы встречаем понятие "ревнители веры", которое имеет безусловно позитивную окраску. Эти люди отстаивают истину, защищают веру.

— То есть, ревность не всегда грех?

— Именно. Ключевое здесь – источник ревности. Если она проистекает из желания защитить кого-то или что-то – будь то вера, любовь, позиция – то такую ревность можно назвать полезной, нужной. Она направлена на благие цели, на защиту. Например, ревность по Богу – это стремление не дать посрамить веру, не допустить уничижения Бога. Такая ревность не несет в себе греховного начала.

— А как же тогда быть с ревностью, которую мы чаще всего наблюдаем в повседневной жизни, особенно в семейных отношениях? Когда человек испытывает подозрения, страх потери, недоверие?

— Вот эта другая ревность, которая имеет своим источником гордыню, самолюбие и эгоизм, – она, безусловно, является греховным состоянием. Такая эгоистичная, самолюбивая ревность не приносит блага ни семье, ни самому человеку. Она возникает, когда задеты его собственные интересы, когда человек боится потерять не столько любимого, сколько свою собственность, свой статус, свое эго. Такая ревность ни в каком положении оправданной быть не может, она однозначно является грехом.

— Многие считают, что супруги, принадлежа друг другу, имеют законное право ревновать. Насколько это справедливо с точки зрения православия?

— Справедливость тут тоже зависит от источника. Если супруги ревнуют друг друга из эгоистических, самолюбивых побуждений, то, конечно, нельзя. Это и есть проявление эгоизма, который разрушает семью. Семья – это как раз то место, где мы должны учиться преодолевать эгоизм, а ревность проистекает из эгоизма – это одно из самых ярких его проявлений.

— Бывает ли ревность из любви?

— Совершенно верно. А вот если ревность проявляется в готовности защищать любимого супруга, супругу, или даже близкого друга, которого ценишь, от несправедливого отношения? Если тебе искренне неприятно, как к дорогому тебе человеку относятся, и ты готов его защитить – вот эта ревность, проистекающая из любви и желания уберечь, – она полезна. Она характеризует человека с положительной стороны и не несет греха.

— Получается, что главное – это мотив? Если мотив – любовь и защита, а не страх потери и эгоизм, то ревность оправдана?

— Да. Если ревность имеет своим источником любовь, имеет своим источником желание кого-то защитить, а не преследование каких-то своих эгоистических целей, то это та ревность, которая приносит пользу. Она свидетельствует о глубине чувств и о готовности стоять за любимого человека.

Фото иерея Виталия Зорина


Поделиться