Таинство Покаяния, или Исповедь, — одно из важнейших в жизни православного христианина. Однако для многих людей этот шаг сопряжен с большим страхом и стыдом, из-за которых возникает соблазн умолчать о самых тяжелых проступках. О том, почему скрывать грехи на исповеди опаснее, чем их совершать, и какую роль в покаянии играет чувство стыда, журналист издания «Столица 58» побеседовал с настоятелем храма Иоанна Предтечи в городе Заречном иереем Виталием Зориным.
«Столица 58»: Отец Виталий, здравствуйте. Многие люди боятся или стыдятся рассказывать на исповеди о некоторых своих поступках. В чем главная опасность такого утаенного, неисповеданного греха?
Иерей Виталий Зорин: Здравствуйте. Опасность очень проста и вместе с тем очень велика. В молитве, которую священник читает перед началом исповеди, есть прямое предупреждение. Смысл его таков: если ты пришел на исповедь и утаил какой-то грех, то будешь иметь грех еще больший, сугубый. То есть неисповеданный грех не просто остается с тобой — он порождает новый, еще более тяжкий грех лжи перед Богом в момент таинства.
«Столица 58»: В той же молитве исповедь сравнивается с лечебницей. Можете пояснить этот образ?
Иерей Виталий Зорин: Да, это очень точный образ. Молитва спрашивает кающегося: «Не пришел ли ты во врачебницу, чтобы уйти отсюда неисцеленным?» Исповедь — это больница для души. Зачем человек приходит в больницу? Чтобы лечиться. А лечение подразумевает, что нужно вскрыть болезнь, вытащить ее из себя. В духовной жизни это вытаскивание происходит через произнесение греха вслух. Если же ты пришел к врачу, но скрыл главный симптом, то зачем ты вообще приходил? Твой визит становится бессмысленным и даже вредным.
«Столица 58»: Почему Церковь настаивает, чтобы человек произносил свои грехи именно перед священником? Какую роль здесь играет свидетель и чувство стыда, которое при этом возникает?
Иерей Виталий Зорин: Безусловно, мы исповедуемся Богу, но священник является обязательным свидетелем этого покаяния. Его присутствие — не формальность. Оно служит своего рода возбудителем огня совести. Горение этим стыдом — это не наказание, а лекарство. Именно переживание и преодоление стыда перед свидетелем помогает нам обрести смелость и твердое намерение больше эти грехи не совершать.
«Столица 58»: Получается, стыд — это хороший и даже необходимый признак? А если человеку, наоборот, легко исповедоваться даже в самых серьезных проступках, ему не стыдно и не страшно. Это говорит о духовной силе?
Иерей Виталий Зорин: Совсем наоборот. Если вам легко исповедоваться в стыдных грехах, если вы не чувствуете никакого смущения, — это не совсем правильное духовное состояние. От такого состояния нужно бежать. Необходимо стремиться к тому, чтобы тебе было и страшно, и стыдно, но в то же время находить в себе силы с помощью Божией этот стыд и страх перебороть. Легкость здесь может говорить не о силе, а о притуплении совести.
«Столица 58»: В заключение, отец Виталий, какой главный совет Вы бы дали человеку, который готовится к исповеди, но борется с ложным стыдом и желанием что-то утаить?
Иерей Виталий Зорин: Совет один: идти на исповедь нужно только с твердым намерением раскаяться во всем. Намеренно неисповеданный по ложному стыду грех — это двойное падение. Во-первых, сам грех остается непрощенным. Во-вторых, вы приобретаете новый грех — неискреннее покаяние. Зачем тогда приходить? Это обман и самообман. Нужно помнить, что вы пришли в духовную лечебницу за исцелением, а оно возможно только при полной искренности.