26 сентября 2025, 19:00

Иерей Виталий Зорин: почему грех убивает самого человека

Понятие греха – одно из фундаментальных понятий христианского богословия. Чем он опасен и почему человек призван всю жизнь с ним бороться изданию «Столица 58» рассказал настоятель храма Иоанна Предтечи в городе Заречном иерей Виталий Зорин.

 

Грех как смерть: богословский взгляд

«Что такое грех?» – на этот вопрос, требующий не только богословского, но и глубоко личного ответа, иерей Виталий Зорин предлагает взглянуть через призму одного из ключевых понятий церковной литературы: смерти.

«Многие богословы, если мы возьмем, например, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других святых отцов, древних учителей Церкви, писавших о духовно-нравственной жизни, приравнивали грех к смерти. И, на самом деле, это правильно, ведь именно через грех смерть вошла в нашу жизнь», – поясняет священнослужитель.

 

Первородный грех: начало конца

Для наглядности отец Виталий обращается к библейскому повествованию об Адаме и Еве. Первые люди, жившие в раю, пребывали в безгрешном, а значит, и в святом состоянии. Бог дал им все, кроме одного – запрета вкушать плоды от древа познания добра и зла. Искушение, пришедшее через змея, подвигло человека на нарушение этой единственной заповеди.

«Нарушение Божественной заповеди – это и есть грех. Но святые отцы приравнивают грех к смерти не только потому, что именно его появление сделало человека смертным. Через грех человек стал подвержен болезням, его способности – умственные, зрительные, чувствительные – оказались ограничены», – объясняет отец Виталий.

До грехопадения человек был совершенен, таким, каким его создал Бог. Это состояние, лишенное греха и болезней, святые отцы называют естественным. Это то состояние, в котором человеку надлежит пребывать.

 

Неестественное состояние: жизнь в грехе

Состояние человека после грехопадения, напротив, отец Виталий характеризует как неестественное. «Сейчас мы находимся в греховном состоянии, и это состояние неестественно для нас», – говорит он.

Церковь учит нас бороться с грехом, отдаляться от него, несмотря на природную склонность человека ко греху. «Мы противимся своей плоти, своему природному стремлению грешить. Мы призваны к противлению греху, потому что это плохо. Грехи – это то, что нам вредит. Когда мы грешим, мы вредим не только друг другу, но и самим себе», - говорит он.

 

Грех – это глубже, чем кажется

Отец Виталий подчеркивает, что грех – это не просто случайный проступок или плохое слово. Это гораздо более глубокое понятие, которое изменило всю жизнь человека. Нарушив заповедь, Адам познал, что такое нарушать закон, а значит, и что такое соблюдать его. Этот новый, запретный опыт, как известно, «сладок», и поэтому человека тянет к тому, что запрещено.

«Таково состояние нашей природы после грехопадения. Мы с этим ничего сделать не можем, но мы можем, и мы призваны Богом, с этим состоянием бороться», – заключает иерей Виталий Зорин, призывая каждого к осознанной борьбе с грехом ради обретения естественного, Богом уготованного состояния.

Фото иерея Виталия Зорина


Поделиться