С 1 сентября в российских школах действуют новые правила, касающиеся домашних заданий. Это вызывает вопросы у родителей и педагогов, особенно в части контроля времени, затрачиваемого учениками на выполнение заданий. Пензенские учителя поделились своим мнением на этот счет.
Заслуженный учитель РФ Галина Куроедова считает, что универсального норматива времени для домашних заданий быть не может. Все зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. В качестве ориентира она рекомендует ограничить время двумя часами для средних и старших классов при шести уроках в день. Контроль за временем в среднем звене – задача родителей, а старшеклассники должны учиться самоконтролю. Важную роль играет создание благоприятной учебной среды и поддержание связи между родителями и учителями.
Учитель русского языка и литературы Ольга Московкина согласна, что главное - качество выполнения заданий, а не их количество. Она рекомендует следующие временные рамки с учетом перерывов и индивидуальных особенностей: 20-40 минут для 1-4 классов, 45-75 минут для 5-7 классов и 1,5-2,5 часа для 8-11 классов. Она также отмечает важность умеренного объема домашних заданий, чтобы у детей оставалось время на отдых и другие предметы.
Учитель начальных классов Светлана Зотова подчеркивает, что домашние задания - это инструмент развития самостоятельности и самоорганизации. Для их эффективности учителям необходимо понятно объяснять материал и предоставлять доступ к ресурсам, а родителям – организовать удобное рабочее место и помогать ребенку при необходимости. Чтобы избежать перегрузки, важно выстраивать доверительные отношения с учениками и поощрять их самостоятельность, например, с помощью памяток по организации учебного процесса.