Пресс-конференция с мэтром отечественного кино и театра началась вовремя. Для Никиты Михалкова помощники привезли его режиссерское кресло с подголовником и подушкой для спины.
Режиссер недавно перенес операцию, и в зал он зашел, опираясь на трость.
В наш город Никита Сергеевич приезжает не впервые: премьера «Ведьм» - четвертая из цикла "Метаморфозы". Причем на зрителя спектакль играли во второй раз после столичной премьеры.
«Традиционно свои спектакли привозим в Пензу, благодаря гостеприимству вашего города, зрителя, руководства региона, наших друзей из Пензы», - отметил глава Академии кинематографического и театрального искусства.
Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев признался, что полюбил театр после первой премьеры "Метаморфоз" :
«Я себя никогда не относил к театралам, но после первой постановки был просто поражён и, наверное, с этого момента полюбил театр», - поделился Иван Александрович.
Никита Сергеевич сказал много теплых слов в адрес Пензы, отметив метаморфозы, происходящие с людьми и общественными пространствами. Он рассказал, что в город вместе с труппой приехал знаменитый художник Юрий Купер, с которым мэтр ставил «Неоконченную пьесу для механического пианино» в Италии.
"Он никогда не был в Пензе и попросился с нами. Он в абсолютном восторге: старинный город, какие люди! Он долго пел дифирамбы Пензе".
Пока журналисты общались с мэтром, большой зал театра Драмы наполнялся зрителями. Свободных мест не было, как и всегда на премьерах "Метаморфоз".
Театральное действие началось с небольшого монолога режиссера, который рассказал о перипетиях, сопутствовавших спектаклю. "Ведьмы" взяли свое, в результате накануне премьеры один из актеров сломал ногу, произошло две замены.
"На премьере в Москве в зале погас свет на 40 минут, произошла коммунальная авария", - рассказан Никита Сергеевич. Люди вышли на улицу, но не разошлись. Когда спектакль продолжился, актеров искупали в овациях.
Не обошлось без сложностей и в Пензе: у Михалкова вдруг перестал работать микрофон. По счастью, проблему удалось быстро уладить, и зрители погрузились в пространство творчества, созданное одним из самых талантливых режиссеров современности.
Сам Никита Сергеевич переместился в зрительный зал. Он руководил спектаклем, сидя все в том же режиссерском кресле. Рядом на столике стояла чашка чая.
Постановки Михалкова - это квинтэссенция театра и кино, создаваемая за счет современных 3Д технологий. В первые минуты спектакля зрители увидели полупрозрачную проекцию, которая едва прикрывала происходившее на сцене.
Когда изображение исчезло, зрители увидели сценическое пространство, которое, тем не менее, наполовину было заполнено 3Д-декорациями: колышущиеся занавески, прибывающий поезд, улыбка луны и морской бриз. Отсутствие массивных элементов на сцене облегчало пространство, все внимание было сосредоточено на театральном действии.
Ожившие произведения Чехова и Бунина претерпели новые метаморфозы. Создавалось ощущение, будто великие классики вместе с Никитой Сергеевичем общаются с публикой, прогуливаясь между рядами.
«Читать произведения классиков можно, как угодно, но делать это нужно так, чтобы не перевернулся в гробу тот, чьим именем ты пользуешься», - сказал режиссер.
Юмор и внешняя легкость лишь усиливали ощущение внутреннего диалога, который и творил главное театральное чудо - трансформации души. Театр должен быть духовным фильтром, избавляющим от мусора повседневности, от упрощенности и пошлости ежедневного бытия.
Молодые актеры, студенты и выпускники Академии Михалкова, изо всех сил пытались соответствовать силе трех классиков. Пространство спектакля было соткано таким образом, чтобы зрителю были видны "швы": постановки перемежались видеосюжетами, где мэтр учит своих актеров театральному ремеслу:
"Слово само по себе не интересно. Интересно то, как оно рождается", - увещевал Михалков с экрана.
В основе историй - лишь человеческие отношения, любовь между мужчиной и женщиной и никакой политики. После спектакля все увиденное еще какое-то время продолжает жить и работать внутри зрителя, и, проснувшись на следующий день, ты отчетливо понимаешь, что ни за что не пропустишь следующую премьеру.
Справочно:
«Метаморфозы-5: Ведьма» – пятая постановка из одноимённой серии, которая реализуется Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова и ГБУК г. Москвы «Государственный театр киноактера». Новый спектакль, как и предшествующие, состоит из новелл, поставленных по произведениям Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина. Он проходит в необычном формате открытой репетиции.
Спектакль-конструктор представляет литературно-сценический коллаж, состоящий из восьми произведений великих классиков. Это рассказы: «Супруга», «Канитель», «Три рубля», «Дачники», «Чистый понедельник», «Нервы», «Ушла», «Ведьма».