19 октября. За окном плюс 19. Когда-то, когда мне было 19, свое знакомство с Пензой начала именно с этой точки. Остров Пески. Пуп города. Таинственное место, окруженное водами древней реки. Река никогда не бывает одинакового цвета, как и небо над островом. Здесь все кажется немного другим, инаким. Бытие здесь окончательно и бесповоротно определено настроением стихии.
Если вода придет большая, дома затопит, и тогда придется, как бы того не хотелось, просить помощи у большой земли. А пока.. Октябрь, +19, настроение – осень!
Проявления извечной пензенской необустроенности заботливо прикрыты пурпурными и желтыми листьями. Старые ивы привычно поскрипывают, склонившись над водой. Здесь все, как всегда, как было много десятилетий подряд. И старый асфальт, который давно стал частью местного антуража, и Сура, выглядящая много лучше, чем на набережной, и даже сами островитяне. Основная часть жителей – люди в возрасте. Екатерина Николаевна, хозяйка ухоженного дома с лебедями и гномами во дворе, рассказала нам, что живет здесь уже так долго, что потеряла счет годам. А муж ее и вовсе родился вот в этом самом доме, а до этого здесь жили его родители, а до этого…
Фотографироваться отказалась. И фамилию назвать почему-то побоялась.
- Ну, вы же фото дома опубликуете? Меня тут и так все знают.
Екатерина Николаевна рассказала, что раньше к ним часто приезжали чиновники. А два года назад сделали пешеходный мост.
- Без моста совсем туго было, - рассказывает женщина. – Каждый раз иду по мосту и благодарю тех, кто нам этот мост восстановил.
Есть в наших людях черта, идущая из глубины веков. Видимо, отечественные души делятся на два типа: перешагнувшие и не перешагнувшие рубеж 1861 года. Напрасно старался царь-либерал Александр II. А может быть, сие и не так плохо, испытывать благодарность за то, что должно быть само собой разумеющимся?..
Впрочем, своя земля – мощный инструмент сублимации. Говорят, на острове хорошо растут помидоры. Разгар рабочего дня, а жители хлопочут в огородах, палисадниках, что-то выкапывают или, наоборот, закапывают. Как будто нет бешенного городского ритма, вынимающего душу и заставляющего хотеть на пенсию. Желания должны быть реальные, как у жителей острова Пески.
А хотят они немногого. Отсутствие централизованной канализации доставляет некоторые неудобства. Ну и, может быть, когда-нибудь, островные дороги приведут в порядок. Вот и все мечты.
Да. Еще закрылось вип-караоке. Сквозь асфальт дорожки проросла трава.
А задний двор с коваными воротами, окутанными роскошным виноградом, и вовсе напоминает сказочный замок. Ощущение, что красавица-хозяйка уснула, но вот-вот приедет волшебный принц, разбудит ее поцелуем любви и замок вдруг оживет! Виноград, кстати, оживлять не надо. Можно срывать и лопать прямо с ветки.
Рядом с караоке самый удобный спуск к воде. Об этом знает и молодой человек в форме, явно при исполнении. Но соблазн отведать вечерком карасей в сметане оказался сильнее служебного долга! Молодой человек, как мог, прятался от фотокамеры, но все же не избежал прицела объектива.
Наибольшее возмущение моим вторжением выказал один козел. То есть, натурально – козел. Ему ж не объяснишь, мол, пресса. Козел смотрел на прессу с явным недоверием, чего она, безусловно, заслуживает. Если бы хозяйка не спилила рога, боднул бы», - читалось в животных глазах. Впрочем, как только пресса удалилась на безопасное расстояние, бытие потекло своим мерным, неспешным чередом.
Жизнь на острове убаюкивает. Сура виновата. Обратно на большую землю возвращаться не хотелось.