В 2025 году ожидается снижение спроса на автокредиты примерно на 10% по сравнению с 2024 годом. По прогнозам ВТБ, россияне оформят около 1,5 млн автокредитов, что меньше показателей текущего года. Однако, несмотря на падение спроса, общие объемы рынка автокредитования останутся практически на том же уровне — 2,1-2,3 трлн рублей. Это связано с ожидаемым ростом среднего чека по кредитам вслед за увеличением стоимости автомобилей.
Рынок автокредитования уже начал "охлаждаться" во второй половине 2024 года. Влияние оказали высокие рыночные ставки, ужесточение политики Центробанка и повышение утильсбора. По предварительным оценкам ВТБ, в ноябре выдачи автокредитов составят около 112 млрд рублей, что на 32% меньше, чем в октябре. В целом за четвертый квартал падение объемов выдач по сравнению с третьим кварталом может достигнуть трети.
Несмотря на это, по итогам 2024 года прогнозируют объем рынка автокредитования на уровне 2,3 трлн рублей, что на 53% больше, чем в 2023 году. При этом почти половина всех выданных кредитов (47%) приходится на новые автомобили.
В 2025 году на динамику рынка продолжат влиять высокие ставки и макропруденциальные надбавки. Кроме того, ожидается введение макропруденциальных лимитов, аналогичных тем, что действуют для потребительских кредитов. Дополнительными сдерживающими факторами станут индексация утильсбора и обязательное документальное подтверждение доходов при займах свыше 1 млн рублей.
Структура рынка, вероятно, сохранится: доля новых автомобилей в выдачах будет составлять около половины благодаря субсидированным программам производителей и государственной поддержке.
«Основная доля кредитных продаж в следующем году по-прежнему будет приходиться на китайский автопром. Реалии рынка таковы, что пока снижения стоимости авто, как и ставок по кредитам, ждать не приходится. Впрочем, в декабре-январе еще можно будет провести выгодную сделку – главным образом на рынке новых авто. В конце года к господдержке и субсидированным программам добавятся скидки дилеров, которые будут стремиться «закрыть» год, а в начале следующего на руку покупателям будет играть эффект «прошлогоднего» автомобиля», — сообщил начальник управления "Автокредитование" ВТБ Алексей Бочарников.