Руководитель завода «Моторные технологии - Мизотти» Ольга Изранова назвала три тренда развития отрасли промышленности по итогам 2023 года. Отечественных предпринимателей сложно напугать чем бы то ни было. Выжившие после ковида, не сломавшиеся на фоне рухнувших логистических цепочек и отсутствия иностранных комплектующих, кажется, готовы к любим ситуациям. Санкционное давление предполагало, что по всей матушке Руси будет стоять плач Ярославны. А тут еще и жесткая кредитно-финансовая политика ЦБ: «ключ» взлетел до 16%, при том, что до санкционной мясорубки ставка была на уровне 4,25%. Для промышленников это означает, что дешевых денег на рынке нет. Тем парадоксальнее тот факт, что подавляющее число предприятий реального сектора – те, кто что-то производит, показали колоссальный рост. Не просто нарастили обороты, а достигли максимума с учетом имеющихся мощностей. О том, что происходит в отрасли, рассказала Ольга Изранова.
«Даже в самых смелых мечтах мы не могли предположить, что будет так. Сейчас наступила золотая пора для предприятий, которые раньше жили не «благодаря», а «вопреки». Речь о производственниках, которые подошли к эпохе перемен с производственной, инструментальной базой, наработанными компетенциями – не совсем малыши. Если ты что-то производишь, все дороги для тебя открыты. Огромное количество товаров стали санкционными, их нельзя ввозить. Это касается запчастей, оборудования. Мы сейчас про технику говорим, не про пирожки, разумеется. Огромное количество отраслей сейчас пытаются локализоваться, уйти от иностранной зависимости. Спрос без преувеличения огромен».
Ольга Изранова не согласилась с утверждением об отсутствии «дешевых денег» на российском рынке.
«Есть льготный лизинг, точечные государственные программы для производственных предприятий. Работает Фонд развития промышленности. Есть программы ВЭБа. Можно воспользоваться инструментом облигаций – инвесторы ждут. Все производственники сейчас в ситуации, когда у каждого на карандаше огромный список того, что можно было бы производить дополнительно к основной линейке. Если у тебя есть идея - найти деньги не проблема. Ты можешь пойти в Минэк, представить проект и тебе подскажут, как привлечь средства».
Битва за кадры
«Рост промышленного производства происходит на фоне растущих зарплат и конкуренции за кадры. Она будет нарастать. Мы начнем бороться за конструкторов, слесарей, сварщиков, плотников. Уже сейчас мы испытываем колоссальную конкуренцию на трудовом рынке: мебельщики, например, готовы платить зарплату от 70 тысяч уже на стадии обучения. Растущие предприятия, чтобы решить проблему кадрового голода, вынуждены идти на нестандартные меры. Мы планируем искать инженеров на удаленке, поскольку этот формат позволяет вести несколько проектов. Всерьез задумываюсь над тем, чтобы организовать обучение женщин на базе «Мизотти».
Открывая новую площадку, я в первую очередь задумываюсь о локации, исходя из наличия трудовых ресурсов. Подразделение в Сердобске рассчитываю обеспечить кадрами за счет соседней Тамбовской области. В ближайшее время поеду туда на встречу с министром промышленности. Между Тамбовом и Сердобском – 200 километров. Возможно, удастся убедить остаться дома тех, кто раньше ездил в Москву. Если будет нужно, поговорю и с женами, матерями, чтобы они воздействовали на своих мужей.
Приходится искать нестандартные способы выхода на целевую аудиторию, закрывая потребности, которых раньше вообще не было и никто не мог предположить, что они возникнут. Битва за людей предстоит жесткая».
Китайская стена и путь к снижению инфляции
«Последние новости из Китая огорчают. Пензенские промышленники сталкиваются с настоящей стеной при переводе денег. Целый ряд банков в Поднебесной не готовы принимать средства из России. У меня ситуация: деньги застряли в «Бэнк оф чайна». Мы покупаем оборудование, и банк поставщика отказывается провести транзакцию. В Китае начинается Новый год, и если этот вопрос не удастся уладить, то оборудование мы получим в марте. Пытаемся все же получить наш заказ под платежное поручение – поставщик так же, как и мы, хочет скорее уладить вопрос и готов осуществить поставку, поскольку видит, что мы расплатились.
Таким образом, планы по расширению на восток многие пензенские компании пересматривают в свете новых обстоятельств. Хорошо это или плохо? Нам создают условия, при которых выгодно концентрировать и развивать производство на внутреннем рынке. И это, безусловное благо для российской экономики. Предприниматели будут искать возможности и ресурсы у себя дома.
Столь масштабный рост промышленного производства рано или поздно приведет к качественным изменениям в экономике – инфляция начнет снижаться за счет глубинных основополагающих механизмов развития.
Опыт последних двух лет показывает: перед производственными предприятиями открылись колоссальные возможности. Даже в самых смелых прогнозах мы не предполагали, что будет так. Страх и пессимизм остался позади. Те, кто работает, получил заказов больше, чем может выполнить, исходя из имеющихся мощностей. И предпосылок к прекращению этих трендов нет».