Реконструкция пензенской Набережной: почему не получилось?

11 декабря 2018, 12:10

Сурская Набережная, которая должна была стать культовым местом, на деле превратилась в повод для разочарования.  Работы по реконструкции начались еще в 2016 году. С тех пор горожане верили, что по завершении всех этапов, город, наконец, получит новую, современную зону отдыха, куда не стыдно привести иногородних гостей. Прошло три года, а вид на Суру по-прежнему навивает тоску.

Сроки завершения работ  ­- 1 декабря -  безнадежно сорваны.

Одного взгляда на Набережную хватит, чтобы понять: на финишную прямую строители выйдут не скоро.

Объект не огорожен, несмотря на то, что периметр перекопан, валяются доски, плиты, арматура и другие строительные материалы. По сути, доступ к нему открыт, хотя пробраться туда трудно в силу естественных препятствий – ступени от подвесного моста разрушены. И нынешний этап реконструкции не предполагает их восстановления.

С трудом спустившись к рабочим, спрашиваем, скоро ли завершение?

- Успеть бы до Пасхи, - честно ответили работяги. Но тут появился прораб и исправил ситуацию:

- А вы откуда?

- Журналист, «Столица 58».

- К 15 декабря успеем. Так и напишите.

В срыве сроков сложно обвинять подрядчика. Контракт 2018 года на сумму 100 миллионов рублей был отыгран лишь в середине июля. Администрация города Пензы не смогла вовремя подготовить конкурсную документацию и провести аукцион ранней весной, как того и требовала логика. Реконструкция такого сложного объекта подразумевает ответственный подход. На деле – инфантилизм.  

В итоге строителям пришлось сооружать навесы для того, чтобы можно было работать с бетоном, который застывает на сильном морозе.

У Кувайцева при этом хватает совести приезжать на объект и требовать от подрядчика «выполнить работы в срок». Последнее громкое заявление было опубликовано на сайте мэрии 18 ноября.

Набережная зияет многочисленными недоделками, кочующими из одного муниципального контракта в другой. Большой вопрос, почему контролирующие инстанции смотрят на это сквозь пальцы.  Самый безобидный пример - лестничные марши. Работу как будто бросили на полпути. Часть парапетов лестничных пролетов сделана, а часть зияет бетонными неровностями, хотя по муниципальному контракту работы должны были быть завершены в прошлом году. И таких «нюансов» десятки, что создает бескрайной простор для работы прокуратуры, УФАС и других ведомств.

Мы уже писали о лестничных спусках в воду. Их на Набережной всего четыре. Старые, разбитые ступени, по всей видимости, никто и не собирался менять. Была надежда, что их доделают в 2018 году, но теперь ясно, что работа провалена. Отдельного внимания заслуживает ливневый сток, соседствующий с Бакунинским мостом. Здесь благоустройство резко обрывается, и люди видят месиво из грязи, камней и бетонных плит, покосившихся от времени.

Журналисты редакции «Столицы 58» внимательно изучили техническое задание на реконструкцию Набережной в текущем году. Сумма контракта составляет 100 млн. рублей. Особое внимание обращает на себя раздел 8 по установке пандуса для мам с колясками и людей с инвалидность. Обидно, что впервые мэр Виктор Кувайцев сказал об этом лишь 15 июля 2018 года, спустя два с половиной года после начала реконструкции: «Прогулочная зона на Набережной должна быть комфортной для всех пензенцев, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья, и для родителей с колясками», – отметил глава исполнительной власти города.

Чтобы сделать пандус хоть сколько-нибудь пригодным для использования, в этом году демонтировали часть бетонных конструкций и гранитной плитки, уложенной по муниципальному контракту в прошлом году! Не удивительно, что в бюджете города Пензы нет денег…

Единственное пространство, где, по мнению городской администрации, полностью завершены работы – стела «Росток». Однако и эта часть не обошлась без досадных промахов. В июне прошлого года, аккурат после укладки новой плитки, здесь произошла авария магистрального водопровода. Чтобы заменить арматуру  и камеру водопровода пришлось разобрать плитку и перекопать территорию. Внимание, вопрос: почему о замене или переносе коммуникаций не задумались на этапе проектирования?

Архитектурная общественность не раз обращала внимание мэрии и на другие вопросы:

  1. Комплексное благоустройство Набережной пока невозможно, поскольку часть территории находится в частной собственности. Проектировщики будто проигнорировали этот нюанс, видимо, в расчете на последующую проработку юридических вопросов.
  2. Про перенос коллектора либо забыли, либо проигнорировали факт его существования. Следовательно, пензенцы будут любоваться видом намытого песка, а не Сурой.
  3. Противоположный от Ростка берег не вошел в план реконструкции. Чем же будут любоваться посетители амфитеатра?

В пугающем состоянии находится и лестница к подвесному мосту. Но в этом году ее уже точно не сделают. Администрация города заказала корректировку проектной документации, где, слава Богам, есть упоминание этого прохода!

Корректировка обошлась городской казне в миллион рублей. Сам проект в 2017 году стоил бюджету 1 млн. 600 тыс., а затем еще 5 миллионов было потрачено на проект реконструкции сетей ливневой канализации в районе набережной р. Суры, на участке от ул. Бакунина до ул. Славы, г. Пенза".

Кстати, ливневка в районе Подвесного моста летом забита намытой грязью, а зимой скованна льдом – видимо, результат ошибок проектирования. Любопытно, что парковки, пешеходные дорожки, план размещения малых архитектурных форм и озеленения вошли в корректировку, а не в основной проект. Хотя проект находится в общем доступе с 2017 года, его можно найти на сайте городской администрации – все зоны игровых площадок, малых архитектурных форм и озеленения там четко определены.

Поскольку все «живые зоны», где можно посидеть, отдохнуть либо заняться спортом, пока существуют лишь на бумаге, едва ли пензенцы увидят их в ближайшее время. Пока известно, что в 2019-2020 годах на исполнение мероприятий планируется потратить 200,03 млн. руб. Однако ввиду небывалого дефицита бюджета вопрос о выделении средств на дальнейшую реконструкцию Набережной остается не решенным. Вполне возможно, что от него откажутся. Тогда пензенцы будут месить строительную грязь, пока у города не появится рачительный хозяин. Очевидно, что команда, которая не способна предусмотреть необходимость пандусов и допускающая двойные расходы на объект, не может эффективно руководить такими масштабными проектами, как реконструкция Набережной. Зачем брались?..

В итоге Набережная обойдется пензенским налогоплательщикам в сумму более 400 миллионов рублей.

Если, конечно, не потребуются новые корректировки проекта и не возникнут непредвиденные обстоятельства. Говорят, обещанного 3 года ждут. Пензенцам придется подождать как минимум 5 лет. И, возможно, тогда жители нашего города изменят свою точку зрения и станут гордиться обновленным современным городским пространством! Пока же создается ощущение, что команда городских управленцев находится в растерянности и попросту не знает, каким образом решать совокупность проблем, связанных с Набережной. Виктор Кувайцев «контролирует исполнение дорожной карты», «отдает распоряжения» и «лично следит» за ходом работ. Однако поможет ли это в решении системных управленческих недоработок его команды?..

p.s. Реализация реконструкции площади Ленина оказалась пензенской мэрии по силам. Вопрос, почему успех не удалось повторить с Набережной?

 

А как у них

Набережную Казани называют одной из лучших в России. Десятки видовых площадок, креативные зоны, открытые спуски к воде, зеленые насаждения, фотозоны, фонтаны, оригинальные лавочки, лежаки, игровые площадки, многоуровневый променад – лишь малая часть всего, чем может порадовать гостей казанская набережная. В специальных зонах у воды высажены растения, очищающие воду. Качество ремонтных работ на высшем уровне!

Славятся своими набережными так же Тамбов, Саранск и Ростов-на-Дону, куда Виктор  Кувайцев ездил перенимать опыт.

Прямая речь

Виктор Кувайцев, глава администрации города Пензы, отметил, что реконструкция набережной положительно повлияет и на имидж Пензы в целом:

«В ближайшее время мы приступим к реконструкции набережной, проведем со временем углубление, берегоукрепление и я думаю, что это будет самым главным местом притяжения для горожан и визитной карточкой нашего города!»  (Сентябрь 2016 г.)