Идея с временными ограничениями продажи алкоголя не нова. Самым ярким является пример Самарской области. Там на волне популизма решились на дополнительные запреты, ограничив время продажи на час утром и на час вечером. В воскресенье в регионе алкоголь можно было купить лишь до 17 часов. Итог был печальный.
Мера сыграла на руку теневому рынку спиртного. Масштабы его в нашей стране по истине гигантские. Количество отравлений контрафактом подскочило до небывалых размеров, а региональный бюджет понес колоссальные убытки.
В итоге региональный парламент ограничения отменил, извинившись за допущенные ошибки. События происходили в декабре 2017 года, а в силу закон вступил в 2018-ом и действует до сих пор.
– Мы боремся с нелегальной продажей алкоголя. Наши ограничения приводят к тому, что 6 суток в месяц мы запрещаем продавать алкоголь. Из-за этого увеличивается оборот нелегального алкоголя. Люди травятся. Количество отравлений выросло в 10 раз. Количество лицензиатов сократилось в два раза. Это снижает доход в бюджет региона. Мы предлагаем разрешить продажу алкоголя с 8 утра до 11 вечера все дни в году. Мы совершили ошибку, которую предлагаем исправить, - сказал депутат, председатель комитета по промышленности, предпринимательству и торговле Самарской губернской думы Вячеслав Малеев в интервью «Комсомольской правде».
Региональные журналисты в период действия ограничений открыто писали о тщетности меры. Издание «PRO GOROD» при помощи своих читателей составило список мест, где торгуют алкоголем из-под полы, сделав вывод о том, что от запретов страдают обычные люди. А кто ищет, тот всегда найдет.
Вот, что по итогам антиалкогольной компании говорили самарские эксперты в интервью региональной «Комсомольской правде».
Дробиз Вадим, директор российского Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя:
- Какое может быть снижение смертности за десять лет, если эти годы были периодом самого максимального потребления спиртосодержащих жидкостей вместо алкоголя. Десять лет назад легальная розница продала два млрд. литра водки. Год назад – один млрд. литров. Куда исчезла разница? Все протрезвели? Нет, вся эта разница замещена суррогатами и кустарными напитками. И как тогда сократилась смертность, если суррогатов стали пить больше?
Николай Ренц, зампред комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губдумы, главный врач Тольяттинской клинической горбольницы № 5:
- Сокращение временных рамок продажи алкоголя к уменьшению употребления спиртного не приведут. Число людей выпивающих, и поступающих в наши больницы в состоянии алкогольного опьянения в регионе, меньшим не стало.
Чего мы добились, введя ограничения на продажу алкоголя в 2014 году? Того, что на территории Самарской области увеличился объем продаж спиртного, не имеющего регистрации в системе ЕГАИС, и легальных акцизных марок. Соответственно, алкоголя мы употребляем не меньше чем соседний Татарстан, а доходов в бюджет от акцизов получаем в разы меньше. И, на мой взгляд, это последствия нашей псевдоборьбы с алкоголем. Борьба с алкоголем должна происходить не путем ограничений в магазинах, а в головах самих потребителей.
Среди аргументов звучало и уменьшение рабочих мест, и сокращение плотности малого бизнеса, ведь главный удар в случае дополнительных ограничений придется по небольшим торговым точкам – они могут не пережить дополнительной бреши в прибыли.
В Пензенской области губернатор Иван Белозерцев, озвучив идею временных ограничений продажи спиртного, призвал «обсудить вопрос детально», отметив, что здоровье населения зависит отнюдь не только от запретов.
«Работа по вовлечению граждан в здоровый образ жизни должна быть системной, - добавил он. – Чем больше детей и взрослых будет у нас вовлечено в спортивные и культурно-массовые мероприятия, тем лучше будет результат», - сказал глава региона.
Количество потребляемого спиртного в регионе напрямую зависит от уровня жизни граждан. Издание gosvopros.ru озвучивает следующие данные:
«Чем благополучнее регион, тем меньше в нем пьют, и тем более культурным образом это делают. Как свидетельствует исследование компании «Клен», потребление алкоголя в Москве не превышает 7.5 л на человека в год (в то время как в городах, лидирующих в России по данному показателю, он составляет около 20 л на человека в год).
Вопрос дополнительных ограничений на рынке алкогольной продукции требует всестороннего изучения, учета мнений всех заинтересованных сторон и опыта регионов, уже прошедших путь запретов.