Стремление ставить свои желания превыше всего, игнорируя потребности близких, постепенно возводит стены отчуждения. Но эгоизм разрушителен не только для окружающих. Он подобен клетке, которую человек сам себе строит, лишая себя радости близости и любви. Почему молодежь выбирает «жизнь для себя», какие ошибки родителей ведут к детскому эгоизму и что делать, если близкий человек оказался в этой клетке? С этими вопросами журналист «Столицы 58» обратился к настоятелю храма Иоанна Предтечи в городе Заречном иерею Виталию Зорину.
«Столица 58»: Здравствуйте, отец Виталий. Сегодня многие говорят о важности личного счастья. Иногда кажется, что семейные узы этому мешают. Что важнее с точки зрения Церкви: личное счастье или семейное?
Иерей Виталий Зорин: Жизнь в семье — это действительно труд. Труд, прежде всего, над собой, над своим эгоизмом. В семье мы учимся ставить интересы супруга, детей выше своих собственных. Семейная жизнь — это путь самосовершенствования. В то время как сосредоточенность исключительно на личном счастье ведет к развитию таких пороков, как самолюбие и гордыня. Любящий человек отдает себя любимому. Он по-другому не сможет.

«Столица 58»: Этот фокус на себе, возможно, и объясняет статистику: люди стали жениться гораздо позже. Почему, на Ваш взгляд, молодежь все чаще выбирает «жизнь для себя»?
Иерей Виталий Зорин: Да, я думаю, что эгоизм — это одна из главных причин. Люди воспитываются в среде, где культивируется индивидуализм. Реклама, телевидение пропагандируют жизнь для себя. В итоге формируется нежелание брать на себя ответственность. Молодым людям комфортно быть одним, свободными от всех обязанностей, которые ложатся на человека, создающего семью.

«Столица 58»: Вы упомянули среду воспитания. А сама структура семьи, например, количество детей, влияет на формирование эгоизма?
Иерей Виталий Зорин: Безусловно. Я считаю, что многодетность — это естественная прививка от эгоизма. В многодетной семье ребенок с рождения учится делиться, учитывать потребности братьев и сестер, помогать им. С первых месяцев жизни он сталкивается с тем, что не только он один чего-то хочет. И наоборот, в семьях с одним ребенком родители часто подсознательно потакают всем его желаниям, что может привести к формированию эгоистических наклонностей.

«Столица 58»: Помимо количества детей, какие еще родительские ошибки могут привести к детскому эгоизму?
Иерей Виталий Зорин: Как гиперопека, так и недостаток ласки одинаково вредны. Родительская любовь должна быть разумной. Хвалить ребенка нужно за дело, когда он поступает правильно. Нельзя потакать плохому поведению, но и чрезмерная строгость недопустима. Наказание должно быть умеренным и справедливым. Ребенок должен четко понимать, какие поступки поощряются, а какие влекут за собой наказание. Это поможет ему сформировать правильное представление о добре и зле, аналогично тому, как работают заповеди Божьи для взрослых. Нарушая установленные правила, человек сам себя наказывает, и это понимание важно привить ребенку с детства, равно как и понимание ценности родительской любви и ласки.
«Столица 58»: В чем главная опасность эгоизма с духовной точки зрения?
Иерей Виталий Зорин: Эгоизм разрушителен прежде всего для самого человека, так как губит его душу. Это греховное состояние гордыни и самолюбия, которое несовместимо со спасением. Если смерть застанет человека в этом состоянии, надеяться на спасение практически не приходится. Но конечно, с эгоизмом необходимо бороться.
«Столица 58»: Но эгоизм бывает коварен. Как человеку понять, что он сам поддался этому греху?
Иерей Виталий Зорин: Это непростая задача. Но жизненные ситуации, посылаемые Богом, могут помочь взглянуть на себя критически. Я бы подчеркнул важность веры и чтения духовной литературы – Евангелия, житий святых. Регулярная молитва и участие в церковных таинствах – верный путь к осознанию своей греховности. Исповедь и советы священника также могут помочь.

«Столица 58»: Сейчас часто можно услышать о «здоровом эгоизме». Как это сочетается с семейной жизнью?
Иерей Виталий Зорин: С точки зрения православной веры, так называемого «здорового» эгоизма не существует. Любое проявление эгоизма является самолюбованием. Это пагубное состояние. В семейной жизни никакой эгоизм не приемлем. Это всё оправдание и желание оставить хоть какому-то эгоизму место в жизни. Надо твердо понимать, что эгоизм – это состояние, с которым мы должны бороться. Секрет крепкой семьи – не требовать, а служить друг другу.
«Столица 58»: Допустим, человек работает над собой. Но что делать, если он уже связал жизнь с непримиримым эгоистом?
Иерей Виталий Зорин: В такой ситуации нужно для начала задуматься: почему изначально был сделан выбор в пользу такого человека. Если же один из супругов действительно эгоист, особенно при наличии детей, то это нужно рассматривать как крест и испытание. Тяжелое, но спасительное для души. Ведь брак — это добровольный выбор. Поэтому развод из-за эгоизма — не выход. Евангелие говорит: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Главное — молиться за супруга и за себя, прося у Бога терпения и вразумления для второй половины.

«Столица 58»: Получается, семья — это главный путь борьбы с эгоизмом. Но Вы также упоминали, что одиночество — не всегда несчастье.
Иерей Виталий Зорин: Совершенно верно. С христианской точки зрения, существует два спасительных пути: монашество и семья. И монашеский путь, путь служения Богу, — это тоже счастье. Важно понимать, что монах также не живет для себя — он посвящает свою жизнь служению Богу и ближним. Оба пути – и семейный, и монашеский – являются сложными, но спасительными. Главное, чтобы человек не жил исключительно для себя, не замыкался в своем эгоизме.

Очевидно, что проблема эгоизма гораздо глубже бытовых конфликтов. Это фундаментальный выбор человека: жить для себя, замыкаясь в клетке собственных желаний, или жить для других, открывая сердце для настоящей любви и служения. Эгоизм — это не просто черта характера, а духовная болезнь, разрушающая и личность, и семью. Ответственность за борьбу с ней лежит как на самом человеке, так и на родителях, которые своим примером и разумным воспитанием могут заложить в детях фундамент самоотдачи, а не потребительства.