10 декабря 2023, 15:56

Алексей Фомин детально рассказал о возможностях детей с ОВЗ в Пензе

Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на обеспечение равного доступа к образованию с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, регламентированное Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», реализуется в региональном образовательном пространстве через развитие процессов инклюзии. Подробно об этом редакции "Столицы 58" рассказал первый замминистра образования региона Алексей Фомин.

Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования Пензенской области начинается с раннего возраста и затрагивает права 4339 детей (9,3 %) (в 2022 году - 4287 детей (8,6%) от общего количества посещающих дошкольные организации (46368 детей).

В региональную систему оказания ранней помощи от отрасли образования включены 31 муниципальное дошкольное образовательное учреждение, областной «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

На базе ДОУ развиваются форматы оказания консультативной помощи семье и психолого-педагогического сопровождения детям. Работа консультационных центров направлена, в том числе, и на родителей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. По данным мониторинга, в 2023 году общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 19 тысяч (в 2021 - 16000 обращений, 2022 году —18000 обращений).

В настоящее время обучение и воспитание несовершеннолетних с ОВЗ осуществляется:

  • в отдельных группах, классах;
  • в отдельных организациях;
  • совместно с другими обучающимися (инклюзия).

В 2023 году в дошкольных образовательных организациях количество групп комбинированной направленности составляло 29, а компенсирующей направленности - 300, (в 2022 году - 24 группы комбинированной и 283 группы компенсирующей направленности). Это свидетельствует о том, что в связи с увеличением числа детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, в сентябре 2023 года было увеличено и количество групп для таких детей.

В текущем учебном году выросло на 29 количество коррекционных групп (в 2022 г. - 300 группы, в 2023 г. — 329 групп). Сегодня их посещают 4015 детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития ит.д.) (в 2022 г. — 3937детей).

Принцип вариативности является вектором развития региональных процессов образования детей с ОВЗ и на уровнях основного начального, основного и среднего общего образования.

Приоритетом при этом остается инклюзивная практика.

В 258 (83%) (в 2022 году - 222 (73%) общеобразовательных организациях инклюзивно обучаются 2721 ребенок (6 2022 году – 1954 ребенка) (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями) - это 50% от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что на 28% обучающихся с ОВЗ больше, чем в прошлом учебном году. Из них 788 детей-инвалидов.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Функционирует 85 отдельных классов для обучающихся с ограниченными возможностями, в которых обучаются 1217 обучающихся с ОВЗ и 436 детей-инвалидов.

С 2018/2019 учебного года в Пензенской области находят свое развитие формат «ресурсного класса».

В текущем учебном году в региональной системе образования 7 «ресурсных классов» для детей с расстройством аутистического спектра, которые функционируют в 6 общеобразовательных организациях Пензенской области. В текущем учебном году в них обучаются более 60 детей с РАС,

Значимым инструментом областного уровня, направленным на решение проблем организации обучения детей с ОВЗ, стал Закон Пензенской области от 15.05.2019 № 3332-ЗПО, которым утвержден норматив финансового обеспечения в расчете на одного обучающегося по образовательным программам с учетом отраслевого корректирующего коэффициента обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по вариантам программ образования.

В Пензенской области за счет средств бюджета региона закуплены своевременно и в полном объеме необходимые учебники и учебные пособия на текущий учебный год для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, включая обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с федеральным законодательством в Пензенской области 100% детей с ОВЗ получают двухразовое бесплатное питание.

По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2021 годах была обновлена инфраструктура в 5 отдельных образовательных организациях (2 организации в 2019 году, 1 организация в 2020 году, 2 организации в 2021 году), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования по предмету «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей.

За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для ‘реализации 4 профилей трудовой подготовки (швея, столяр, штукатур-маляр, повар-кондитер). Кроме того, были оборудованы кабинеты логопеда, психолога, компьютерные кабинеты, зал лечебной физкультуры, спортивные залы, кабинеты дополнительного образования художественной направленности.

В Пензенской области функционируют 23 профессиональных образовательных учреждения, подведомственных региональным органам исполнительной власти.

Доля образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лице ОВЗ в 2022-202. учебном году составила 39 % (9 учреждений).

Среди них профессиональные образовательные организации, в которых обучаются группы инвалидов и лиц с ОВЗ по адаптированным программам:

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж», ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса».

Во всех профессиональных образовательных организациях созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в зависимости от нозологии (доступно частично всем).

Все профессиональные образовательные организации Пензенской области, подведомственные Министерству образования региона, имеют паспорта доступности для инвалидов объекта предоставляемых на нем услуг в сфере образования.

В рамках реализации соглашения с Министерством просвещения Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании в субъектах РФ базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем  инклюзивного профессионального образования инвалидов, от 26.12.2022 № 073-09-2023-142 на 2023 год предоставлена субсидия бюджету Пензенской области в размере 10 869 500 руб. на совершенствование материально-технической базы базовых профессиональных образовательных организаций Пензенской области, обеспечивающих поддержку региональных систем  инклюзивного профессионального образования: ГАПОУ по «Пензенский агропромышленный колледж», ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)», ГБПОУ ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж». В рамках выделенных ассигнований закуплены учебно-тренировочные комплексы для подготовки водителей, поваров (среди студентов с потерей слуха), а также произведены ремонтные работы по благ обустройству пандуса и входных групп, приобретено специализированное компьютерное оборудование.

16 декабря 2022 года распоряжением Правительства Пензенской области № 937-рП утвержден региональный план по реализации мероприятий Межвеломственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц. Региональный план носит межведомственный характер и координирует вопросы профориентационной работы и занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, доступности получения высшего и среднего профессионального образования, профессионального обучения.



Поделиться